→ Плотины строят из толокна. Презентация на тему: "…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона.". Скачать бесплатно и без регистрации. Кисель та

Плотины строят из толокна. Презентация на тему: "…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона.". Скачать бесплатно и без регистрации. Кисель та

1. О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотво- рении С. Маршака: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, – Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где. На самом деле их не шесть, а гораздо больше. Вспомните их. Назови- те слова, выражающие одновременно вопрос и удивление. *2. «Точку поставить легче всего,» – наверное, думаете вы и с «лёг- костью в мыслях необыкновенной» ставите её часто не там, где нужно. Расставьте точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмасс посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи 101 прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. *3. Расставьте точки в следующих текстах: Едят там вилками компот там пьют из чашки бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкий суп с фасолью в тарелках всё там варят с солью В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4. На чём держится предложение? – «Это совсем нетрудно», – скажет кто-то из вас. Посмотрим, так ли это. Найдите грамматические основы в следующих предложениях: 102 1. Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!» (С. Михалков). *2. Хозяин твой и мил, и знаменит. И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. (С. Есенин). *3. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. (А. Пушкин). *4. Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский). *5. Овраг, где протекала река, был так глубок, что ре- бята не могли видеть лес. Наш город украшает зелёный парк. Поднявший меч от меча и погибнет. 5. Если подлежащее или сказуемое «не откликнулось»? Как называ- ются такие предложения? Найдите их в текстах: I. 1) Одна ласточка не делает весны. 2) После драки кулаками не машут. 3) Торопливым людям не хватает мудрости. 4) Дело мастера бо- ится. 5) Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. 6) Ночь. Темнота. Мерцающие вдалеке огни. 103 *II. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное ут- ром проверяй вечером. 3) Смелость города берёт. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть. 6) Клин клином вышибают. 7) Селёд- ка соли не боится. 8) Соль едят во всём мире. 9) Огонь маслом не залива- ют. 10) Два медведя в одной берлоге не уживутся. *III. 1) Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. 2) Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. 3) Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. 4) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. 5) Что бы ни случилось, не теряй бодрости. *IV. 1) Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага. 2) Лишь тот, кто ночью переправляется через реку, оценит ясный день. 3) Есть не- большая птичка, которая мирно сосуществует с крокодилом. Она выклё- вывает остатки пищи, которые застревают у него между зубов. 6. Может ли подлежащее состоять из 5–8 слов? Докажите свою точку зрения. *7. Найдите многословные подлежащие в этих предложениях: 1) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 2) Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят. 3) Очков с полдю- жины она себе достала. 4) А шквал унёс в море десятка два шлюпок. 5) Меня окружат тысячи удивлённых глаз… И потянутся ко мне тысячи тёплых ладошек. 8. Объедините в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл. Постройте предложения, в которых бы фразеологизм был каким- либо членом предложения. В случае затруднения пользуйтесь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова. 104 I. 1) Клевать носом неожиданно 2) Как снег на голову медленно 3) Вылетело из головы дремать 4) В час по чайной ложке забыл *II. Выполните то же задание: 1) Повесил нос обманывал 2) Держал язык за зубами приуныл 3) Вставляет палки в колёса помалкивал 4) Надул губы догонял 5) Пускал пыль в глаза обиделся 6) Наступал на пятки хвастался 7) Втирал очки мешает 8) Зуб на зуб не попадает поправился 9) Сделал из мухи слона надоело 10) В зубах навязло преувеличил 11) Нашёл дорогу к сердцу замёрз 9. Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ……… гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него …… зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него…… пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……. сбился с ног. 105 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу. Что представляют собой отрывки предложений, находящиеся спра- ва? 10. Исправьте ошибки. Объясните, какой из четырёх типов ошибок допущен в каждом примере: 1) Пропущена именная часть в составном именном сказуемом или указан только глагол в неопределённой форме, входящий в это сказуемое. 2) Не обнаружен глагол в неопределённой форме, входящий в со- ставное глагольное сказуемое. 3) Подлежащее не найдено или перепутано со второстепенным чле- ном; с именной частью составного сказуемого. 4) Именное составное сказуемое без глагола-связки перепутано с оп- ределением. Ведь каждый день над нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. *Богатство языка есть богатство мыслей. Старайся перелистать и пересмотреть на своём веку возможно больше разных книг. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. 11. «Лукавая запятая». Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рука- ва выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе- ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит? Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 106 Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание ново- го проекта. *Проверьте себя в других предложениях: Раскрыв рот, он подставил его под струю холодной воды. Говорил он ладно и складно, и все слушали его раскрыв рот. Знаешь ли ты, зачем я прискакал сюда сломя голову вчера поутру? Гусары! Возьмите его! Да сказать нашему лекарю, чтоб он перевя- зал ему рану и берёг его как зеницу ока. За него дрожу, как за зеницу ока, чтоб конфетной не был красотой оболган (В. Маяковский). 12. На «глоком» языке. Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать та- кое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок- рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? *Разберите ещё предложения на этом «глоком» языке: Молясный болодильник перемехал кувицу. Помалее провекнули перетяющиеся бредолаги. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу. (Г. Г. Граник. С. М. Бондаренко). 13. Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко в книге «Секреты пунктуации» рассказывают, что «следом» исчезнувшей связки есть является тире меж- ду подлежащим и сказуемым. Например: Надежда – мой компас земной. Но этот «след» остаётся не всегда. Ср.: Голова без знаний как фонарь без свечи. Попытайтесь сами установить, в каких предложениях этот «след» (тире) есть, а в каких – нет: 107 Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Человек неучёный что топор неточёный (Посл.). Сады сажать жизнь украшать. Не уметь хорошо выражать своих мыслей недостаток. Берёзки в лесу точно девушки в белых сарафанах. Детские глазёнки будто цветы в поле. Сердце не камень. Курганы в степи словно спелые арбузы. Мелкий осенний дождь вот сущее бедствие для рыболова. *Ум одежда, которая никогда не износится. За горою есть ещё горы, за мудрецом есть ещё мудрецы. Тучам солнце не закрыть, войне мира не победить. Многие змеи вовсе не ядовиты. Много звёзд украшение неба, много знаний украшение ума. Деревенские дети это очень любопытные существа. Глубокая ночь тиха, знающий человек скромен. Её глаза точно озёра. Дружба с хорошим человеком лунный свет, дружба с плохим змеи- ный яд. Хотеть значит мочь. Наскоро делать переделывать. У лжи ноги коротки. 14. Прочтите выразительно следующие стихотворные отрывки, за- метьте, где в них пропущены слова. «Прислушайтесь» к паузам. Расставьте в отрывках знаки препинания. Вспомните, как называются такие предло- жения. 108 Медь откликается Корочка хлеба Звоном, Хрустом, Дерево Дождик Шумом зелёным, Лепетом грустным. (О. Дриз). *Дерево славится плодами, а человек трудами. Стирка очищает одежду, разговор сердце В беде храни мужество, а в довольстве скромность. Вещь хороша новая, а друг старый. Гвоздь бережёт подкову, подкова коня, конь храбреца, храбрец от- чизну. 15. Таинственное число семь. Чтобы по ходу письма быстро «улавливать» деление сложного пред- ложения на части, нужно научиться быстро осуществлять синтаксический «счёт в уме». Тогда будут правильно поставлены знаки препинания. Сосчитайте количество частей сложных предложений (тексты даны без знаков препинания) и расставьте знаки. Сколько частей вы обнаружи- ли? Ревёт ли зверь в лесу глухом Трубит ли рог гремит ли гром Поёт ли дева за холмом На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А. Пушкин). *Гремела атака и пули звенели И ровно строчил пулемёт И девушка наша в походной шинели Горящей Каховкой идёт. (М. Светлов). 109 *Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли. (А. Толстой). 16. Синтаксические «карлики». Замечали ли вы, что в сложных предложениях часто бывают синтак- сические «карлики» – коротенькие предложения, состоящие из одного – трёх слов, которые легко пропустить. Настройтесь, пожалуйста, на поиски «затерянных карликов» в следующих предложениях. Знаки препинания не расставлены, чтобы они не были для вас подсказкой. Известно что участники первых лунных экспедиций подверглись по возвращению из космоса многодневному карантину чтобы не занести на землю «лунные микробы» однако на Луне никаких микробов не оказалось. Любопытно что в прошлом веке во многих странах Западной Евро- пы новогодний Дед Мороз не был таким весёлым добряком каким мы его знаем теперь. Считается что вьетнамцы становятся на год старше в день Ново- го года а день их действительного рождения не принимается во внимание. Рассказывают что в старину если на Новый год на улице появлялся трубочист люди бежали за ним чтобы испачкаться сажей так как это должно было принести счастье. *В задних рядах люди начали вставать чтобы видеть что происхо- дит на сцене. Неизвестно что ещё рассказал бы Глеб Скамейкин про море но в это время к нам подошёл Володя. Казалось что зелень покрылась разноцветными лоскутками. Что было с учителем танцев дальше неизвестно. 110

…Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины, Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка, Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона, Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна, Кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают из мяса, Котлеты стряпают из сажи, Там ваксу делают из пряжи, Прядут там нитки из сукна, Костюмы шьют из толокна, Кисель там варят. Едят там вилками компот, Там пьют из чашек бутерброд, Из хлеба с сыром там котлеты, Из мяса свежего конфеты, С начинкой сладкой суп с фасолью, В тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Стихотворный текст из книги А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой «Занимательная грамматика» (источник «Секреты пунктуации» Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. Москва, «Просвещение» 1986). …Кисель там варят, из резины Там шины делают, из глины Кирпич там жгут, из молока Творог готовят, из песка Стекло там плавят, из бетона Плотины строят, из картона Обложки там, из чугуна Там варят сталь, из полотна Кроят рубахи, из пластмассы Посуду делают, из мяса Котлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукна Костюмы шьют, из толокна Кисель там варят. Едят там вилками, компот Там пьют из чашек, бутерброд Из хлеба с сыром, там котлеты Из мяса свежего, конфеты С начинкой сладкой, суп с фасолью В тарелках, все там варят с солью. В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина, на окне Узоры инея, в печурке Горят дрова, в руках девчурки Нарядная там кукла, в клетке Ручной щегол поет, салфетки Там на столе лежат, коньки К зиме готовят там, очки Лежат для бабушки, тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Слайд 4 из презентации «Потешки небылицы 1 класс»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Потешки небылицы 1 класс.ppt» можно в zip-архиве размером 2189 КБ.

Скачать презентацию

«Питание животных» - Пищеварительная система позвоночных животных. Пищеварительная система планарии и дождевого червя. Процесс питания животных. Пищеварительная система планарии. Что мы сегодня делали. Схема питания амебы. Ротовое отверстие. Тип питания. Пищеварение. Питание растений. Рот. Пищеварительная система собаки.

«Музыкальная страна» - Минор. Что ты Чижик похудел. Будем знакомы лично. Михаил Иванович Глинка. Чижик - Пыжик. Трель. Замок Королевы Музыки. Мажор. Полечка. Где ты клювик замочил. Чем же клеточка плоха. Я готов вам помочь. Нотный стан. Чижик. Музыкальная страна. Мажор вам может пригодиться. Музыкальная книга. Снится ему.

«Расчёт количества теплоты» - Формула для вычисления количества теплоты. Решение задач. Количество теплоты. Расчет количества теплоты. Что показывает удельная теплоемкость вещества. Решите задачи. Определение количества теплоты. Какое количество теплоты необходимо для нагревания. Решите задачу. Разность. Повторение. Изучение нового материала.

«Сочинение «Сирень в корзине»» - Ветки. Фон. Листья. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Этимологическая справка. М.Врубель «Сирень». Цвет. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956). Натюрморт. План. Аромат. Мое впечатление от изображенного. Корзина. Не рви цветов.

«История крестовых походов» - Усиление европейскими феодалами эксплуатации зависимых крестьян. Заключение Итоги крестовых походов Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Последствия крестовых походов Бедствия для народов Ближнего Востока Оживление торговли по Средиземному морю, переход первенства в торговле от Византии к Венеции и Генуе Знакомство европейцев с новыми землевладельческими культурами и ремеслами, изменения в быту.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа – интернат № 66»

Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.

Новокузнецк – 2017

Тема: Секреты пунктуации

Задачи: в игровой форме научить обучающихся использовать знания по пунктуации, доказать важность правильного использования знаков пунктуации; развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях; воспитывать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Форма: конкурс знатоков правил пунктуации .

Оборудование: эпиграф « Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки!»,

карточки с заданиями, названия команд: «Знатоки», «Эрудиты».

Ход игры

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о знаках препинания, их роли в речи, выяснить, как ребята умеют пользоваться имеющимися знаниями по пунктуации. Участниками конкурса знатоков, который мы назвали «Секреты пунктуации» будут ребята 9а и 9 б классов. Команды «Знатоки» и «Эрудиты».

(Команды получают таблички с названиями).

Желаем всем успехов и победы.

    Понятие о синтаксисе и пунктуации. Вступительное слово учителя и обучающихся.

Представьте, ребята, что мы смотрим мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, правильно, умело, и, сделать, увлечении, же, она, интересный, строить. (Слова прикрепляются на доске).

Вам, ребята, понятно, что происходит?

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи. Каким?

Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но кто-то невидимый начал их передвигать, соединять, друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной!

(Учитель на доске оформляет запись)

Но всё равно что-то затрудняет чтение текста! Чего же не достаёт? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

Может кто – нибудь попробует расставить знаки препинания.

(Ученик пытается расставить знаки препинания)

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же произошло? А произошло то, что в определённый момент начали действовать синтаксис и пунктуация. Синтаксис означает порядок, пунктуация – точка.

Но разве только точка является знаком препинания?

(Ответы ребят)

III. Обучающиеся рассказывают стихотворения о знаках препинания.

Восклицательный знак

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня свергает с пьедестала.

Вопросительный знак

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу!

Запятая

Что запятая – закорючка?

Ничто, малюсенькая штучка.

А если вспомнить, если взвесить:

«Помиловать нельзя повесить».

Точка

Со мною связано явление,

Весьма далёкое от строчки:

Меняет время точку зрения.

А почему?

Дошло до точки.

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

Между знаками препинания иногда бывают разногласия.

Знаки препинания

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые: мы особы занятые.

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало – Нет, постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу: за порядком я слежу.

Нет… - сказало многоточие, еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился: - То есть как?

Восклицательный знак возмутился: - То есть как!

Так, - сказала точка, точка-одиночка. –

Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас!

Ребята, так какие же знаки важнее?

Конечно, нужны все, потому что ими мы пользуемся в разных речевых ситуациях.

    Конкурс знатоков знаков пунктуации.

    Команды получают карточки с текстом, в котором нет знаков препинания. Им важно найти границы предложений и поставить нужный знак.

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевшей бородой что делает он в чаще леса почему так внимательно оглядывает деревья и кусты это, похоже, старый лесник он так сроднился с могучим лесом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи.

За быстроту команда получает дополнительный жетон, за каждый правильный знак – жетон.

    А теперь поработайте с запятыми, которые себя считают важнее всех. Расставьте нужные запятые в предложениях.

Почему у сороки такое прозвище? По бокам пёрышки у неё совсем белые а голова и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост. Перья в нём не просто чёрные а с красивым зеленоватым отливом. Сорока ловкая подвижная суетливая птица. К зиме сороки вороны галки разлетаются по деревням и ищут себе еду.

    Коллективная работа с текстом телеграммы:

Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша

Что остаётся неясным в тексте телеграммы? Устраните неясность, изменяя порядок слов или используя знаки препинания. Какой способ более удобен в телеграмме?

    Работа со стихотворением, смысл которого искажён из-за того, что в нём нет запятых.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Вторая команда получает другое стихотворение.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.

Жетоны команды получают за правильно поставленные запятые.

    Работа команд с текстом Л.Н.Толстого «После бала». Найти быстрее предложение, в котором больше всего знаков препинания - страница 130 – 131 учебника чтения 8 класса. За быстроту – жетон.

    Подведение итогов конкурса.

Какой же вывод мы сделаем из всей проделанной сегодня работы. Нужно ли использовать знаки препинания.

Выводы ребят.

Учитель подводит собственный итог.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не

происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого – нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Так давайте же не уподобимся этому человеку, а будем пользоваться всеми знаками пунктуации!

Награждение победителей и участников конкурса.

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 4 классов.

1.Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Водит, пашешь, верит, смех, можешь, матч, маяк

2. Сколько в пословице мягких согласных звуков?

Не трудиться, так и хлеба не добиться. _____________

Выпиши эти звуки ________________________________________________

3. Запишите слова в фонетической транскрипции :

ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, пол, альт, шёл.

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

_______________________________________________________________________

4. Составь сложные слова:

7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Расставь запятые, заверши фразу.

6. Выдели приставки в слова:

Надробить, надрубить, подобрать, подобреть, вскормить, вскочить.

7. Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Книжка - _________________, тарелка - ______________, искра - __________,

петля - _______________, овца - _________________, земля - _____________, игла - _____________, просьба - ______________, колени - _______________,

туфли - _______________.

8. Подбери к предложениям фразеологические сочетания:

а) Очень старательно что-либо охранять.

__________________________________________________________________

б) Появляться быстро и в большом количестве.

__________________________________________________________________

в) Чувствовать себя легко и непринуждённо.

__________________________________________________________________

г) Беспокоиться, испытывать тревогу.

__________________________________________________________________

9. Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:

1.Век, середина, правило ________________________________________

2.Удар, система, затмение _______________________________________

3.Суп, шут, чучело _____________________________________________

4. Полюс, буря, поле.____________________________________________

10. Как называются жители этих стран?

  1. Франция - ___________________________
  2. Япония - ____________________________
  3. Россия - _______________________________
  4. Испания - _____________________________
  5. Англия - ______________________________
  6. Дания - ______________________________
  7. Норвегия - ____________________________
  8. Индия - ______________________________

Ключи

Ответ

Баллы

Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Пашешь, можешь.

2 балла

Сколько в пословице мягких согласных звуков?

5 мягких согласных: [ н"], [ д"], [ л"], [ н"], [ б"]

3 балла

Запишите слова в фонетической транскрипции :

Кот, код, пара, нос, рай, куль, ноль, таз, кол, лоб, тля, ложь.

По 0,2 балла за каждое правильное слово

Всего 2,4 балла

Составь сложные слова:

Семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник, шестнадцатикилограммовый

0,5 баллов за каждое правильно составленное и написанное слово

Всего 2,5 балла

Расставь запятые, заверши фразу.

…Кисель там варят , из резины

Там шины делают , из глины

Кирпич там жгут , из молока

Творог готовят , из песка

Стекло там варят , из бетона

Плотины строят , из картона

Обложки там , из чугуна

Там варят сталь , из полотна

Кроят рубахи , из пластмассы

Посуду делают , из мяса

Котлеты стряпают , из сажи

Там ваксу делают , из пряжи

Прядут там нитки , из сукна

Костюмы шьют , из толокна кисель там варят

4 балла за правильно поставленные запятые + 1 балл за завершение фразы.

Всего 5 баллов

Выдели приставки в слова:

На дробить, над рубить, подо брать, по добреть, вс кормить, в скочить.

По 0,2 за правильно выделенную приставку. Всего 1,2 балла

Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Книжек, тарелок, искр, петель, овец, земель, игл, просьб, коленей, туфель.

По 0,2 балла за каждое правильное слово.

Всего 2 балла

Подбери к предложениям фразеологические сочетания:

1. Беречь как зеницу ока.

2.Как грибы после дождя

3. Как рыба в воде.

4.Сидеть как на иголках.

Возможны другие варианты

По 1 баллу за каждый фразеологизм. Всего 4 балла

Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:

  1. Золотой
  2. Солнечный
  3. Гороховый
  4. Магнитный

По 1 баллу за одно прилагательное

Всего 4 балла

Как называются жители этих стран?

  1. Француз
  2. Японец
  3. Россиянин
  4. Испанец
  5. Англичанин
  6. Датчанин
  7. Норвежец
  8. Индиец

По 0,2 балла за правильный ответ

Всего 1,6 баллов

Всего: 23, 7 баллов


…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»:


Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью в тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.


Занимательная задача из пособия А.И. Зарецкого. Расставьте запятые шестью способами в предложении: Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись, среди ночи, в испуге, вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

 

 

Это интересно: