→ Басни крылова положительные и отрицательные герои. Басни И. doc - Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы. II. Сообщение темы и цели урока

Басни крылова положительные и отрицательные герои. Басни И. doc - Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы. II. Сообщение темы и цели урока

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

(фрагмент урока)

Цель : обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

Задачи:

обучающие - учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

развивающая - развивать творческие способности, речь, умение анализировать,классифицировать и обобщать, делать выводы;

воспитывающая - воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Тип урока - обобщение.

Форма урока - урок-презентация.

Технология развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Содержание.

I . Организационный момент (звучит музыка)

II . Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока

Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню .

«Кот, петух и лиса»

«Ворона и Лисица»

«Волк и Ягнёнок»

«Волк и семеро козлят»

«Лев и Лисица»

Литературы новый жанр узнали,

Особенности басенраспознали.

Произведения вместе мы читали,

Урокам баснописцев мы внимали.

Сегодня мы побываем впрекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова . Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.

III . Работа по теме урока.

- Что такое басня?

- Басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня - это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

- Кого называют баснописцами?

Баснописцами называют создателей басен.

- Знаете ли вы баснописцев?

Д. Эзоп, И.А. Крылов

-Как возникли басни?

- Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многиебасни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

- Что осуждают и высмеивают баснописцы?

- Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

- Что такое ирония?

- Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

- В баснях используется аллегория. Что это такое?

- Аллегория - это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство - в образе Осла, трудолюбие и старательность - образе Муравья.

- Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

- Мораль басни - это нравоучение, выраженное в краткой форме

- Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен(индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

Д. Характерная черта басни - это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

Героямичасто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы

Большое по объему произведение

Может быть написана в прозе или стихах

В начале или в конце сформулирован вывод-мораль

Повторы

Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)

Мало описаний

Высмеиваются человеческие пороки

Много диалогов

Интересный короткий занимательный сюжет

Волшебный помощник

Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.

Умей выслушать другого.

Уважай мнение других.

Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.

-Внимание на слайд. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням И.А. Крылова. Заметьте, средииллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни . Вторая группа мораль этой басни . Третья группа - чему учит данная басня .Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», « Слон и Моська», «Мартышка и очки», « Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Карточки со строчками из басен:

1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

2. Вперёд чужой беде не смейся голубок.

3. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

4. Аи, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!

5. Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

6. Ты всё пела? Это дело: Так, поди, же попляши!

Видите ребята, сколько басен Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни «Ворона и Лисица»

1 группа готовила инсценировку басни: "Ворона и Лисица". Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

Кого вам лисица напоминает?(Льстивого человека)

А ворона?(Глупого, невнимательного человека)

В чем смысл басни?(Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

2 группа «Волк и Ягненок»

Выберите строчку выражающую мораль всей басни.(«У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы?

Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова.

На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

- Почему возник в литературе жанр - басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня - это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. Ичтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтомуи рассердиться на басню никто не мог.

- Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, смелость - с трусостью, талант - с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставимвниманию слушателей басни собственного сочинения.

- Сами сформулировали мораль. Молодцы!

- Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.

Динамическая пауза.

Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо- вой. Если басня принадлежит Эзопу - присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки.

(Крылов «Слон и Моська»)

2. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

3. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

4. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав еговпервыйраз,онатакперепугалась,чтоелеосталасьжива. (Эзоп «Лисица и лев»)

5. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.(Эзоп «Лев и мышь»)

6. Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.(Крылов «Мартышка и Очки»)

7. Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

(Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

8. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп «Муравей и голубь»)

9. Чижа захлопнула злодейка - западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

(Крылов «Чиж и Голубь»)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.

(«Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь»)

Для вы-пол-не-ния за-да-ния части 2 вы-бе-ри-те толь-ко ОДНУ из пред-ло-жен-ных тем со-чи-не-ний (2.1−2.4). В блан-ке от-ве-тов ука-жи-те номер вы-бран-ной вами темы, а затем на-пи-ши-те со-чи-не-ние в объёме не менее 200 слов (если объём со-чи-не-ния менее 150 слов, то оно оце-ни-ва-ет-ся 0 бал-лов).

Опи-рай-тесь на текст ли-те-ра-тур-ных про-из-ве-де-ний, учи-ты-вай-те по-зи-цию ав-то-ра, при-вле-кай-те не-об-хо-ди-мые тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные по-ня-тия, рас-кры-вай-те соб-ствен-ное ви-де-ние про-бле-мы. В со-чи-не-нии по ли-ри-ке не-об-хо-ди-мо про-ана-ли-зи-ро-вать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний.

2.4. Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2-3 сти-хо-тво-ре-ний)?

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Какую роль в «Слове о полку Иго-ре-ве» иг-ра-ют об-ра-зы рас-те-ний и жи-вот-ных?

Труд-но на-звать дру-гое какое-либо про-из-ве-де-ние, в ко-то-ром со-бы-тия жизни людей и из-ме-не-ния в при-ро-де были бы так тесно слиты. И это сли-я-ние, един-ство людей и при-ро-ды уси-ли-ва-ет зна-чи-тель-ность про-ис-хо-дя-ще-го, уси-ли-ва-ет дра-ма-тизм.

Трава и де-ре-вья от-зы-ва-ют-ся на по-ра-же-ние рус-ских: трава ник-нет, де-ре-вья от горя кло-нят-ся до земли или ро-ня-ют лист-ву. Автор «Слова» от-ме-ча-ет те из-ме-не-ния в при-ро-де, ко-то-рые вы-зы-ва-ют-ся в ней ходом че-ло-ве-че-ской ис-то-рии. Меж-до-усоб-ные войны Олега при-во-дят к за-пу-сте-нию пашен. В судь-бах рус-ско-го на-ро-да при-ни-ма-ют уча-стие и реки, то зо-ву-щие князя Игоря к по-бе-де, то со-чув-ству-ю-щие и по-мо-га-ю-щие ему. На-блю-да-тель-ность ав-то-ра осо-бен-но ярко про-яв-ля-ет-ся в опи-са-нии бег-ства. Игорю при-хо-ди-лось бе-жать глав-ным об-ра-зом ночью, а днем скры-вать-ся в гу-стых при-бреж-ных за-рос-лях степ-ных рек. О по-го-не пре-ду-пре-жда-ли чут-кие к при-бли-же-нию че-ло-ве-ка го-го-ли, чайки. По их по-ве-де-нию Игорь мог су-дить о том, все ли кру-гом спо-кой-но.

Зна-ние степ-ной при-ро-ды ска-зы-ва-ет-ся и там, где автор «Слова» го-во-рит, что дятлы своим сту-ком ука-зы-ва-ли Игорю путь к реке. Степ-ную реку, за-пря-тав-шу-ю-ся в глу-бо-кой до-ли-не, из-да-ли не видно, не видно и де-ре-вьев, рас-ту-щих в степи толь-ко по бе-ре-гам рек, но на при-сут-ствие де-ре-вьев, а сле-до-ва-тель-но, и реки, Игорю ука-зы-вал да-ле-ко слыш-ный в степи «тект» дят-лов.

Между при-ро-дой и че-ло-ве-ком сти-ра-ют-ся гра-ни-цы. Люди по-сто-ян-но срав-ни-ва-ют-ся с пти-ца-ми и зве-ря-ми: с ту-ра-ми, со-ко-ла-ми, во-ро-на-ми, ку-куш-кой.

Союз при-ро-ды и че-ло-ве-ка, с такою силою раз-вер-ну-тый в поэме, - союз по-э-ти-че-ский. При-ро-да для ав-то-ра «Слова» - ги-гант-ский ре-зер-ву-ар по-э-ти-че-ских средств и свое-об-раз-ное «му-зы-каль-ное со-про-вож-де-ние», при-да-ю-щее осо-бен-но силь-ное по-э-ти-че-ское зву-ча-ние его дей-ствию.

2.2. Какие черты клас-си-циз-ма при-су-щи ко-ме-дии Д. И. Фон-ви-зи-на «Не-до-росль»?

Клас-си-цизм - ли-те-ра-тур-ное на-прав-ле-ние, ос-но-ван-ное на прин-ци-пах фи-ло-соф-ско-го ра-ци-о-на-лиз-ма, иде-а-ле гар-мо-нии и меры, стро-гом со-блю-де-нии нор-ма-тив-но-сти в по-э-ти-ке, под-ра-жа-нии об-раз-цам ан-тич-ной сло-вес-но-сти, вере в че-ло-ве-че-ский разум. Гар-мо-ния со-дер-жа-ния и формы, стро-гое де-ле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных, ис-поль-зо-ва-ние «го-во-ря-щих» фа-ми-лий, пра-ви-ла «трех единств», со-блю-де-ние иерар-хии жан-ров - вот ос-нов-ные черты клас-си-циз-ма.

Рус-ский клас-си-цизм от-ли-ча-ет са-ти-ри-че-ская на-прав-лен-ность про-из-ве-де-ний, пре-об-ла-да-ние на-ци-о-наль-но-ис-то-ри-че-ской те-ма-ти-ки над ан-тич-ной.

Д. И. Фон-ви-зин со-блю-да-ет в «Не-до-рос-ле» един-ство места и вре-ме-ни: все со-бы-тия ко-ме-дии раз-во-ра-чи-ва-ют-ся в доме гос-по-жи Про-ста-ко-вой и дей-ствие про-ис-хо-дит в те-че-ние 24 часов. Но автор ко-ме-дии на-ру-ша-ет един-ство дей-ствия, так как в про-из-ве-де-нии два кон-флик-та: бы-то-вой и со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ский. Герои ко-ме-дии де-лят-ся на от-ри-ца-тель-ных (гос-по-жа Про-ста-ко-ва, гос-по-дин Ско-ти-нин) и по-ло-жи-тель-ных (Милон, Ста-ро-дум, Софья). Автор на-де-ля-ет ге-ро-ев «го-во-ря-щи-ми» фа-ми-ли-я-ми: Прав-дин, Ско-ти-нин, Враль-ман. По-ло-жи-тель-ные герои - Ста-ро-дум, Софья, Милон - го-во-рят пра-виль-ным ли-те-ра-тур-ным язы-ком, их речь по-учи-тель-на; от-ри-ца-тель-ные же герои ис-поль-зу-ют про-сто-реч-ные слова, бран-ную лек-си-ку, их речь более живая

Ко-ме-дия имеет вос-пи-та-тель-ную на-прав-лен-ность, так как в ней за-тра-ги-ва-ют-ся важ-ней-шие во-про-сы вос-пи-та-ния граж-да-ни-на, об-ра-зо-ва-ния, нрав-ствен-но-сти, про-из-во-ла по-ме-щи-ков. Ко-ме-дия но-си-ла зло-бо-днев-ный ха-рак-тер, ведь Д. И. Фон-ви-зин по-ка-зал все тя-го-ты кре-пост-но-го права, не-до-стат-ки обу-че-ния. Эта пьеса стала пред-ше-ствен-ни-цей ко-ме-дии А. С. Гри-бо-едо-ва «Горе от ума».

2.3. В чем со-сто-ят осо-бен-но-сти жанра басни (на при-ме-ре 2−3 басен И. А. Кры-ло-ва)?

Ба́сня - сти-хо-твор-ное или про-за-и-че-ское ли-те-ра-тур-ное про-из-ве-де-ние нра-во-учи-тель-но-го, са-ти-ри-че-ско-го ха-рак-те-ра. В конце басни со-дер-жит-ся крат-кое нра-во-учи-тель-ное за-клю-че-ние - так на-зы-ва-е-мая мо-раль. Дей-ству-ю-щи-ми ли-ца-ми обыч-но вы-сту-па-ют жи-вот-ные, рас-те-ния, вещи. В басне вы-сме-и-ва-ют-ся по-ро-ки людей. В басне Кры-ло-ва «Волк на псар-не» ге-ро-ем ста-но-вит-ся Волк, но это, ко-неч-но, ал-ле-го-рия. Ал-ле-го-рия – ино-ска-за-ние – одна из ха-рак-тер-ных осо-бен-но-стей басни. В об-ра-зе Волка вы-сме-и-ва-ют-ся че-ло-ве-че-ские по-ро-ки: хит-рость, жад-ность, плу-тов-ство, лжи-вость и дру-гие. Разве мало по-хо-жих на Волка людей, ко-то-рые не прочь по-ла-ко-мить-ся за чужой счет, но в слу-чае опас-но-сти будут лю-бы-ми спо-со-ба-ми вы-кру-чи-вать-ся и пы-тать-ся из-бе-жать на-ка-за-ния. В басне «Во-ро-на и Ли-си-ца» вы-сме-и-ва-ют-ся ли-це-ме-рие, под-ха-лим-ство, не-уме-ние от-ли-чать ис-крен-ние чув-ства от на-пуск-ных.

Осо-бен-но-сти жанра басня:

а) глав-ные герои басни - пред-ста-ви-те-ли жи-вот-но-го мира, на-зва-ния жи-вот-ных пи-шут-ся с боль-шой буквы, таким об-ра-зом, автор про-во-дит па-рал-лель с миром людей и при-бе-га-ет к та-ко-му при-е-му, как оли-це-тво-ре-ние;

б) в на-зва-нии басни чаще всего за-клю-че-но про-ти-во-по-став-ле-ние, от-сю-да чет-кое деле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных;

в) автор не опи-сы-ва-ет пер-со-на-жей, по-то-му что сам пер-со-наж го-во-ря-щий и из-лиш-няя ха-рак-те-ри-сти-ка не тре-бу-ет-ся, это на-стра-и-ва-ет чи-та-те-ля на опре-де-лен-ное раз-ви-тие сю-же-та и фор-ми-ру-ет у него опре-де-лен-ный чи-та-тель-ский го-ри-зонт ожи-да-ния, по-это-му уже в на-ча-ле про-из-ве-де-ния чи-та-тель от-да-ет свои сим-па-тии ка-ко-му-либо пер-со-на-жу;

г) язык басен прост и бли-зок к раз-го-вор-но-му, это де-ла-ет басню до-ступ-ной широ-кому кругу чи-та-те-лей;

д) в басне ис-поль-зу-ет-ся ал-ле-го-рия; такой язык басен в ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нии был на-зван «эзо-пов язык» (по имени ро-до-на-чаль-ни-ка басни древ-не-гре-че-ско-го фи-ло-со-фа Эзопа);

е) в на-ча-ле про-из-ве-де-ния либо в конце обя-за-тель-на мо-раль, ко-то-рая оформ-ля-ет-ся либо как вывод ав-то-ра и, сле-до-ва-тель-но, стоит особ-ня-ком от са-мо-го тек-ста басни, либо мо-раль за-клю-че-на в сло-вах од-но-го из пер-со-на-жей.

2.4 .Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2−3 сти-хо-тво-ре-ний)?

Тема поэта и по-э-зии была ве-ду-щей в твор-че-стве Пуш-ки-на на про-тя-же-нии всей его жизни. Ме-ня-лись иде-а-лы сво-бо-ды, твор-че-ства, вдох-но-ве-ния, сча-стья, но по-сто-ян-ной оста-ва-лась тема по-э-ти-че-ско-го при-зва-ния и на-зна-че-ния поэта и по-э-зии в об-ще-ствен-ной жизни. В сти-хо-тво-ре-нии «Поэт и толпа» (1828) про-во-дит-ся мысль об из-бран-но-сти, от-вер-жен-но-сти и не-под-куп-но-сти твор-ца, об-ли-ча-ет-ся стрем-ле-ние не-бла-го-дар-ной толпы по-всю-ду ис-кать прак-ти-че-скую поль-зу («печ-ной гор-шок тебе до-ро-же»). Мотив из-бран-ни-че-ства поэта зву-чит и в сти-хо-тво-ре-нии «Арион» (1827), в ос-но-ве ко-то-ро-го лежит из-вест-ный ан-тич-ный миф о древ-не-гре-че-ском певце Ари-о-не. Та же идея, но более по-э-ти-че-ски четко вы-ра-же-на в сти-хо-тво-ре-нии «Про-рок» (1826). Ли-ри-че-ский герой «вла-чит-ся» в «пу-сты-не мрач-ной», «томим ду-хов-ной жаж-дой», жаж-дой твор-че-ства. Вдруг по-яв-ля-ет-ся се-ра-фим, по-слан-ник Бога, на-де-ля-ю-щий поэта сверх-слу-хом, сверх-зре-ни-ем, что сим-во-ли-зи-ру-ет на-пря-жен-ную ду-хов-ную жизнь поэта, муки его со-ве-сти и твор-че-ства.

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания
школьников, на уроках литературы
В традиционной программе начальной школы используются большей частью
произведения баснописца И.А. Крылова. Его басни отличаются строгой формой,
что продиктовано традициями стихотворчества, насыщены выразительными
образами героев и ярким, эмоциональным языком, позволяющим подчеркивать
созданные автором характеры.
Данные особенности открывают широкие возможности в использовании басен
с различными целями, такими, как:
­ нравственное воспитание учеников;
­ развитие речи школьников;
­ развитие образного мышления;
­ умение проникать в скрытый смысл, заложенный автором в произведении;
­ раскрытие переносного значения образов басни в контексте жизненных
ситуаций;
­ понимание положительных и отрицательных характеристик героев басни;
­ умение сравнивать поведение героев басни и реальность.
Практически все произведения И.А. Крылова несут в себе нравоучение и
мораль, что позволяет, в первую очередь, применять их как средство
нравственного воспитания учеников. Однако, как показывает практический опыт,
школьники в восприятии художественного произведения проходят два этапа:
­ эмоционально­образное восприятие;
­ обобщенно­оценочное.
В соответствии с этим басня, как произведение с высокой степенью
обобщённости, требует достаточно чёткого восприятия конкретно­образного
содержания. Только после правильного понимания конкретного содержания и
мотивов поведения героев ученики переходят к выделению главной мысли.
Главная мысль является выводом из конкретной части басни, а мораль есть не что
иное, как обобщённое выражение идеи.
На основании вышесказанного, можно рассмотреть басни, используемые в
процессе обучения в начальной школе со стороны выделения их главной идеи и
раскрытия морали.

Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» главной мыслью является
несогласованность совместных действий героев как причина неудач. На эту мысль
уже наводит своеобразный подбор героев: птица, рыба и рак, что само по себе
вызывает несоответствие. Немаловажно и описание направлений действий героев
(«Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду»),
соответственно, мораль басни ­ причина неудачи ­ неумение договориться о
дружных действиях.
Язык басни «Лебедь, Щука и Рак» насыщен диалектными словами,
выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения
активного словаря учащихся новыми словами и понятиями. При объяснении
лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами:
в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимического
выражения, в других - обращение к контексту, в третьих - обращение к составу
слова и т.д.
После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне,
говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать.
Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова,
например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание
уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. К этой басне
дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными
(данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения
басни). Третьеклассники находят синонимические выражения к таким
словосочетаниям, как «а возу всё нет ходу» (воз не двигается с места), «из кожи
лезут вон» (очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз и
ныне там» (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения
явится опорным для нескольких вопросов - в плане понимания идейной стороны
басни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей?
Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов,

рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни
выражение «Когда в товарищах согласья нет...»?
Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию
еще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысль
произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют
строки «На лад их дело не пойдёт» (не будет ладиться), «И выйдет из него не
дело, только мука» (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбе
учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет
ладиться, спориться.
Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз
прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.
Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учитель
предлагает им условно разделить ее на части:
 мораль басни (читают как совет писателя людям);
 экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события
(читают, как бы рассказывая какую­то историю);
 развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев
бесполезны, читают строчку медленно, с досадой);
 кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и
остановиться, ­ Лебедь ­ облака, Рак ­ назад, Щука ­ воду);
 развязка.
В басне «Стрекоза и муравей» главная мысль ставится более доступно для
школьников («Лето красное пропела, оглянуться не успела ­ уж зима катит в
глаза»). Здесь проводится идея об ответственном и предусмотрительном
отношении к любому делу и условно выражается народная мудрость «готовь сани
летом».
Смысл другой басни, «Чиж и голубь», подчеркивается авторской оценкой
и важно дать возможность детям уловить её. И.А. Крылов высказывает сове
отношение к излишне высокомерному и равнодушному Голубю словами после

описания поимки Голубя в силок («И дело!»). К Чижу же автор проявляет
сочувствие и жалость («Чижа захлопнула злодейка­западня»). При работе над
текстом этой басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее
аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего
живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над басней вначале
ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся
концентрируется на образах персонажей ­ Чижа и Голубя.
После чтения басни «Чиж и голубь» важно выяснить характерные
особенности и поступки героев: «Что случилось с Чижом? А что произошло с
Голубем?», «Как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к
Чижу?». После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское
отношение к Чижу и Голубю. Подтверждая текстом свои суждения,
третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствием
относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа ­ бедняжкой.
Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и
являются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ее
аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется
идейный смысл басни: друг познается в беде.
Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение,
способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного.
Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя
выявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующей
смысловому содержанию. Так, они говорят, что первую строчку нужно читать
обычной интонацией, как бы рассказывая о происходящем. Выражая свое
сочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают,
что И.А. Крылов не случайно употребил слова рвался и метался. Именно они
помогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонацию
слов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства,
насмешливо, а предположение «Не провели бы так меня: за это я ручаюсь

смело» - самоуверенно, ведь И.А. Крылов говорит, что Голубь издевался над
Чижом. В строке «ан смотришь, тут же сам запутался в силок» третьеклассники
определяют ударное слово сам, повышением голоса подчеркивая, что именно
Голубь, а не кто иной запутался в силок. Заключительные слова басни ребята
прочитывают нравоучительно.
К басне «Слон и Моська» требуется несколько иной подход, поскольку
здесь идея выявляется не сразу, а после включения в действие третьего лица,
проясняющего события. Данным лицом выступает сопровождающая шествие
Шавка, осуждающая действия Моськи («Соседка, перестань срамиться, ­ ей Шавка
говорит, ­ тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
вперед и лаю твоего совсем не примечает»). Шавка побуждает раскрытие
неоправданных (поначалу) действий Моськи и выяснение смысла её затеи («совсем
без драки могу попасть в большие забияки»).
Басню «Слон и Моська» четвероклассники читают после небольшой
предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому
проникновению в смысл текста. IV класс - новая ступень в работе учащихся над
жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в
зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей
с басней И. Крылова «Слон и Моська» учащиеся узнают о басне как о
литературном жанре. С помощью учителя ученики вспоминают, что такое басня,
какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.
Смысл басен «Мартышка и очки» и «Зеркало и обезьяна» отчасти сходен,
поскольку главным героем и той, и другой басни является обезьяна и выбор героя
не случаен, потому что образ обезьяны олицетворяет поведение неумного, глупого
человека, который не может пользоваться полезной вещью, и не понимая её
смысла, объявляет вещь бестолковой.
Руководствуясь данными этапами, можно рассмотреть на примере басни
Крылова «Ворона и Лисица» пути практической реализации плана по структуре
урока на примере отдельных фрагментов:

I. Подготовительная работа:
­ беседа о повадках лисы и вороны ­ действующих лиц басни, которую
предстоит читать;
II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
III. Беседа эмоционально­оценочного плана.
IV. Анализ по конкретному содержанию басни:
а) уточнение структуры и композиции басни:
Ученики разделяют басню на три части.
­ Какой момент вы считаете началом описанного действия? Как он
называется? (Завязка)

­ В какой момент действие достигло пика своего развития? Докажите,
прочитав текст.
­ Прочтите развязку действия.
­ Докажите, что лесть Лисицы всё более и более возрастала, а Ворона всё
более поддавалась похвале.
б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт:
­ Почему Лисица так хвалит Ворону?
­ Как автор показал, что Ворона на самом деле не такова, как её описывала
Лиса?
­ Какой вы можете представить себе Лисицу?
­ Какова Ворона в этой басне?
­ Почему же Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила, когда её
хвалят)
в) установление главной мысли конкретного содержания басни:
­ Как вы думаете, что хотел И.А. Крылов показать своей басней?
­ Кого он осуждает, что он осуждает?
VI. Анализ части басни, в которой заключена мораль.

­ Как можно заменить слова «лесть гнусна» (неоправданная похвала
отвратительна).
­ Слова басни «Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет
уголок», как можно сказать иначе, что означают эти слова?
­ Прочитайте первые четыре строки басни.
Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысль
выражена ярче и эмоциональнее?
VII. Подбор аналогии из жизни.
­ Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей?
­ Если вы встретите людей, которые незаслуженно хвалят кого­то, чтобы
получить себе выгоду, кого они могут вам напомнить из персонажей басни?

Басня «Ворона и Лисица» более сложна по замыслу и своим художественно­
изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы
подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и
обязательное прочтение басни учащимися про себя.
Понимание ключевых слов басни - лесть, льстец, царь­птица, вещунья,
каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже
приоткрыть ее подтекст.
После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров
художественного слова или учителя.
Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и
определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью
подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты,
сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно
происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы
вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И.А. Крылов
осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из­за
стремления к почестям и славе, из­за любви к похвалам.
Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров
диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно
предложить нарисовать 10 ­ 11 рисунков, соответствующих определенным
строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего
выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 ­ 4 рисунка. На
следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст,
иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу
каждой группы.
Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни из
которых является пробуждение у ученика интереса к процессу анализа басни,
внимание к развитию действия, деталей обстановки, характерам героев.

Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлять
образы произведения.

Поэтому очень эффективно можно использовать такой действенный
методический приём, как драматизация басни. Это позволяет активизировать
внимание детей и повысить интерес к произведению. Сама по себе драматизация ­
это деятельность, в процессе которой прочитанное воспроизводится в лицах, с
помощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия. Этапами
драматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание в
роль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловно
даёт более полное художественное освоение произведения.

Данный методический приём можно рассмотреть также на примере
фрагмента урока по драматизации басни «Ворона и Лисица»,
Приложении:
а также в
Беседа по вопросам:
­ Как вы думаете, где это происходило? (в лесу)
­ Что сделала Ворона, достав сыр?
­ Как она взобралась на ель? (взгромоздясь)
­ Почему Ворона не стала есть сыр сразу? (да призадумалась)
­ Как вам кажется, о чём задумалась Ворона?
­ Как это можно показать?
­ Кто её увидел? (лисица)
­ Что именно привлекло внимание Лисицы?
­ Как повела себя Лисица? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит)
­ Как можно это показать?
­ Что стала говорить Лисица?
­ Как она говорила? (сладко, чуть дыша)
­ Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием)
­ Найдите слова Лисицы, попробуйте прочитать.

В другой басне, «Кукушка и Петух», заложена идея бессмысленности
оценочных действий, если они производятся только для того, чтобы хвалить друг
друга, не обращая внимания на действительную сторону дела («Кукушка хвалит
Петуха, за то, что хвалит он Кукушку»). Эта мораль (высказанная третьим
лицом – Воробьём: «Всё ваша музыка плоха») и обобщает главную идею басни ­
важно не то, как ты понимаешь себя, а то, как тебя оценивают другие и совпадает
ли эта оценка с твоей.

Басня
«Кукушка и Петух»
идентична по замыслу некоторым
изобразительным средствам и идейной направленности басне «Ворона и Лисица»
Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая
инициативу высказываниям детей.
Прочитав самостоятельно басню «Кукушка и Петух», учащиеся находят
слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие
человеческие пороки осуждает автор в данном произведении.
Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен «Ворона и
Лисица» и «Кукушка и Петух», в частности, показать, что общего в действиях
Кукушки, Петуха и Лисицы, т.е. чем они похожи.
Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу,
способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения,
то и в творческую лабораторию писателя:
­ Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявления
характерных особенностей персонажей басни.
­ С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?
­ Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный
смысл? Каким образом автор добивается этого?
Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является
неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что,
высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка,
носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок.
Употребляет слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами для того, чтобы
ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как
постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.
Таким образом, практические особенности работы с текстом на уроке чтения
заключаются в следующем:
­ скрытая мысль (главная идея басни);
­ мораль, как обобщённое выражение идеи.

Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на уроке
чтения:
1. восприятие конкретного содержания;
2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц,
мотивов их поведения;
3. выяснение главной мысли конкретной части басни;
4. раскрытие аллегорий;
5. анализ морали.
Приведённый выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяют
говорить о широте применения басни на уроке чтения, т.е. не только как
нравственного средства воспитания, но и как эффективного способа развития
мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.

Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
Цели урока:
познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Ход урока
. I. Организационный момент.
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету вам скажу
Будет интересно
Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
II .Актуализации знаний:
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
2. Повторение знаний об особенностях басен.
- Давайте вспомним, что такое басня?
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к
жанру басен:
Веселое, смешное произведение.
Небольшой рассказ.
Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
Заставляет задуматься.
.Содержит вывод – мораль.Героями являются люди.
Героями обычно являются животные.
Высмеиваются недостатки людей.
Волшебные герои и события.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой, вы узнаете отгадав загадки.
Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Отгадай загадки:
Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.
Речевая разминка:
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). – А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
- Догадались, какую басню будем изучать? («Стрекоза и муравей»)
III. Сообщение темы и задач урока
- Кто сформулирует тему урока чтения?
IV. Постановка учебной задачи.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
Создание «Дерева предсказаний»
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?
- Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
V. Первичное восприятие текста. 1. Слушание басни в аудиозаписи.
2. Беседа
- Понравилась вам басня?
- О чём она? Кто понравился?
- Совпали наши предположения? (Не все)
ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.3. Чтение басни учащимися.
Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
По-пры-гу-нья про-кор-миО-гля-нуть-ся о-бо-грей
Вскру- жи-ло со-брать-сяПо-мерт-ве-ло нуж-даУ-дру-че-на- Какое слово лишнее в первом столбике?
-Какое слово лишнее во втором столбике?
- Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
- Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .VI. Анализ литературного произведения
1. Хоровое чтение «Земля-небо».
Работа над лексическим значением слов.(Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
Работа с иллюстрациями.
Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них.Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
Чтение цепочкой, парами.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Прочитайте, как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Почему она не поет?
- Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).- Сколько действующих лиц в басне?
Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
ФизминуткаНёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
– Давайте дадим характеристику персонажам басни - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
IХ. Закрепление изученного материала.
Подбор пословиц к басне. Работа в группах.- Соберите пословицы.
- Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Поспешишь- людей насмешишь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Делу время - потехе час.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Кто веселится летом, тот плачет зимой.
Итог урока:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
- Чему научила вас басня?

 

 

Это интересно: