→ Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами: Стих. Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" Хоть томится трепещет каждый лист твой

Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами: Стих. Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" Хоть томится трепещет каждый лист твой

В творчестве А. Фета и Ф. Тютчева прекрасны не только панорамные картины природы, но и стихи, сфокусированные на отдельных деталях пейзажа. Подтверждением этому являются стихотворения «Что ты клонишь над водами.» и «Ива».

Произведение «Что ты клонишь над водами...» Ф. Тютчев написал в 1935 году. Особенность стиха, по мнению литературоведов, – фольклорные мотивы. В центре авторского внимания ива. Дерево низко склонило ветви над водой, поэту кажется, что оно ловит струю. Листики трепещут над струей, но она лишь смеется над ними и бежит, плеща, дальше.

Образы ивы и струи воды символические. Ива – человек, струя – человеческая жизнь, время. Человек пытается остановить быстротечные минуты и часы, но они убегают вдаль. Человеческая душа трепещет над жизнью, как листья ивы. Можно толковать образы-символы и несколько по-другому. Ива напоминает девушку или парня, страдающего от безответной любви. Струя же – объект воздыхания. Таким образом, Ф. Тютчев за картинами природы скрывает философские и пейзажные мотивы.

Стихотворение «Ива» вышло из-под пера А. Фета в 1954 году. Описание дерева в данном тексте служит фоном для раскрытия классического мотива свидания. В начале произведения лирический герой обращается к неизвестному собеседнику: «Сядем здесь, у этой ивы». После этого он начинает рассматривать иву, поражаясь «чудными извивами на коре вокруг дупла», сочными ветвями и листьями. Вода под деревом также необычная, напоминает дрожащее стекло с золотыми переливами.

Красивая пейзажная зарисовка продиктована не столько увиденным, сколько настроением лирического героя, сердце которого пленено любовными чувствами. Подтвержденьем этого является последняя строфа. В воде герой видит отраженье лица любимой, душа влюбленного радуется, что горделивый взгляд девушки стал мягче.

Пейзажные, философские и интимные мотивы в стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета раскрываются при помощи художественных средств. В стихе «Что ты клонишь над водами...» главную роль играет олицетворение: «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?», «струя бежит… смеется над тобой». Сравнений и эпитетов в тексте немного. В произведении «Ива» привлекают внимание красивые, сочные сравнения: «ветви, как зеленый водопад», «как живые, как иглою… листья воду бороздят». Также А. Фет широко использует метафоры: «золотые переливы струй дрожащего стекла», «в этом зеркале под ивой».

Стихотворения разные по композиции. Стих «Что ты клонишь над водами...» состоит из пяти-, двустишья и терцета, а «Ива» – из двух шестистиший и двух терцетов. Все строфы относительно завершенные по смыслу. Произведение А. Фета написано хореем, а Ф. Тютчева – анапестом, поэтому стихи отличаются по ритму, темпу и настроению. А. Фет оживляет текст восклицательными предложениями, ф. Тютчев же употребляет риторический вопрос и оборванные синтаксические конструкции, усиливая философское звучание стиха.

Центральный образ обоих стихотворений – ива. Авторы показывают красоту дерева, интерпретируя ее в соответствии с ключевым мотивом.

Карточка № 1

Ф.И.Тютчев

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей...

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

    Отчего при чтении стихотворения рождается грустное настроение?

    В стихотворении два героя: ива и поток, струя . Они очень разные. Ива клонит над водами…макушку свою , ловит беглую струю , томится, трепещет. А струя радостна, полна движении и потому названа беглой . Струя бежит, плещет, блещет, смеется . В потоке – жизнь и наслаждение ею (на солнце нежась, блещет ). И чистая радость движения искрится, увлекает нас за собой. А ива печальна оттого, что не может слиться с этой радостью, слиться со струей. Желание ее столь сильно, что листы ивы названы дрожащими и сравниваются с жадными устами . Как вы понимаете это сравнение?

    Кому больше сочувствует поэт?

Ива А.А.Фет

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

    Совсем другая музыка стиха – энергичная, радостная, почти ликующая! И эти восклицательные знаки с их порывами, и эти мягкие рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы …), рифмы, которые в первой и третьей строфе повторяются, как влюбленное эхо, и заканчиваются эпитетом счастливый . Отчего это счастье?

    Здесь, как у Тютчева, встречается слово дрожь. В каком значении употребляет его Фет?

    Какое из стихотворений ближе вам и почему?

    Как выглядит ива в стихотворении Тютчева и в стихотворении Фета?

    Важно ли, что в стихотворении Тютчева поэт один, а рядом с Фетом – его возлюбленная?

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Что ты клонишь над водами…» Фёдор Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Анализ стихотворения Тютчева «Что ты клонишь над водами…»

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни - появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры « », вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Анализ стихотворения «Что ты клонишь над водами» Тютчева

Излюбленной темой творчества Федора Ивановича Тютчева была природа. Скорее всего, стихотворение «Что ты клонишь над водами» было навеяно впечатлениями от европейских пейзажей.

Стихотворение написано в 1835 году. Его автору исполнилось 32 года, он стал уже придворным камергером, служит в Германии, подружился с поэтом Г. Гейне. По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный хорей с кольцевой рифмой, 2 строфы. Рифмы закрытые и открытые, женские и мужские. Лирический герой — наблюдатель, рассказчик. Лексика возвышенная, интонация задумчивая, с двумя риторическими вопросами и многоточиями. Поэт в авторско-индивидуальном стиле расставляет ударения в словах, добиваясь определенного эффекта и мелодичности: водами, макушку. В первом пятистишии преобладают существительные и прилагательные, во втором заметно возрастает количество глаголов. Вообще, вторая строфа представляет собой сложное предложение с парами однородных членов. Звукопись передана аллитерацией «ш», «щ», «ж».

Начало первой строфы создает впечатление куплета лирической народной песни. Природа в стихотворении одушевлена. Является ли она метафорой человеческой жизни? Страдальческий мотив последнего пятистишия наводит на подобные мысли. Однако не стоит преувеличивать значение таких параллелей: природа для Ф. Тютчева действительно одушевлена сама по себе, передает собственное состояние и настроение, вне обязательной связи с человеком.

Более того, трепет ивы над водной гладью — образ узнаваемый и вовсе не зловещий, а естественный и трогательный. В конце концов, описанное деревце вовсе не страдает от недостатка влаги, напротив, у воды ива впитывает корнями даже больше, чем нужно. И, склоняясь к воде, «плачет» капельками лишней влаги. Кроме того, именно вода и ветер разносят семена ивы на большие расстояния. Выходит, в знойный ясный денек поэт скорее любуется гармонией образа ивы и ее трепетной зависимостью от воды, чем испытывает от этой картины сердечную боль. Повторяются союзы «и» и «хоть». Эпитеты: дрожащими листами. Сравнение: словно устами. Олицетворение — основной прием этого произведения: клонишь, устами, ловишь, лист томится и трепещет, бежит, нежась, смеется. Образ не просто воды, а именно струящейся, придает стихотворению динамики, живости.

Стихотворение «Что ты клонишь над водами» создано в тот период, когда читающая публика знала Ф. Тютчева скорее как дипломата, чем поэта.

 

 

Это интересно: