→ Франсуа буше биография. Франсуа Буше – великий живописец и декоратор – биография и картины. Последние годы жизни

Франсуа буше биография. Франсуа Буше – великий живописец и декоратор – биография и картины. Последние годы жизни

(66 лет)

Подпись Франсуа Буше

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия , Боккаччо , Мольера . Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства : создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора , расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали , пейзажи , портреты .

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур , частных особняков Парижа . Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля» . Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением .

Биография

Автопортрет Франсуа Буше, 1720

Ранние годы

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

1722-1730 годы

Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто , позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приёмы .

1731-1760 годы

Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей » (1746) и опере-балету «Галантная Индия » (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

В 1742-1748 годах он занимал должность декоратора парижской Оперы. С 1755 (по другим версиям - 1757 ) по 1767 год Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.

1761-1770 годы

С 1760 года Буше терял былую популярность. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году - директором. За несколько месяцев до смерти его избирали почётным членом Петербургской академии художеств. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. На картине в аллигорической форме художник изобразил себя в роли Авеля, а Помпадур и Людовика XV как Еву и Адама. Картина считается одной из самых дорогих картин Буше, и в данное время находится в частной коллекции на Украине.

Творчество

Пейзажи и пасторали

Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека , Мюнхен ; «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Пейзаж в окрестностях Бове », Эрмитаж , Санкт-Петербург).

С темой сельских пейзажей связаны и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам, занятым отдыхом или выяснением любовных отношений («Вознагражденная покорность», Музей искусств, Ним ; «Прекрасная кухарка», , Музей Коньяк-Же ; «Отдых крестьян», частное собрание, Флорида) .

Мифологические и библейские сцены

Декоративный талант и фантазия художника проявились и в мифологических сценах. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме, в чём проявилось увлечение художника манерой Дж. Б. Тьеполо («Аврора и Кефал», Музей искусств, Нанси ; «Геркулес и Омфала», 1730-е, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр).

Его картины эффектны по композиции, исполнены динамичным мазком. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. Б. Тьеполо, а в палитре - колориту венецианских «виртуозов». Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия .

Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпитера («Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва ; «Леда и лебедь», Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. Со столь же великолепным мастерством выписаны тела богинь и аксессуары в полотнах «Купание Дианы» (1742, Лувр) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей). Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров.

Образы мира безмятежного, полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон , Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро , писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены («Жертвоприношение Гидеона», Лувр ; «Иосиф, представляемый отцом и братьями фараону», Художественный музей, Колумбия); отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом.

Жанровые сцены

В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей - дам, занятых туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей или гувернанток с детьми, - но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением («Утро», 1745, Национальная галерея, Стокгольм ; «Завтрак», Лувр) .

Портреты

Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур . В её первом портрете (1756, частное собрание) и недатированном портрете из собрания Лувра она изображена в зелёном шелковом платье с книгой и у фортепьяно на фоне изысканно, по моде обставленного будуара в своем замке в Бельвю .

Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Знатная заказчица позирует с книгой или у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. Буше любил сочетание нескольких доминирующих цветов, сводя к ним свою палитру, но всегда стремясь к изысканным тональным их соотношениям . В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

В портретах мадам де Помпадур передано сходство, но в целом художник следует, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, миндалевидными глазами, маленьким носиком и ртом-сердечком - это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии («Женская головка», или «Пробуждение», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва).

В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка, или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) .

Рисунки

Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши; любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др.). Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже) .

Декорации и гравюры

Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове; две серии картонов, «Итальянские деревенские праздники» (1736) и «Благородная пастораль» (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).

Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия «Крики Парижа» с изображениями уличных сценок .

Восток в творчестве художника

Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо . Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. На гравюре «Игра в китайские шахматы» Буше запечатлел китайскую национальную игру сянци (аналог шахмат).

Позднее творчество

В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями, или над зеркалами). У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. За это Буше подвергался критике Дидро , всегда, однако, высоко ценившего его дарование.

Ученики

Его самый талантливый ученик Жан-Оноре Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов.

Дружеские связи соединяли Буше со шведским художником Густафом Лундбергом , находившимся под обаянием его творчества. Лундбергу принадлежит и наиболее известный портрет Буше.

Критика

Современное французское искусствоведение оценивает искусство Буше невысоко. Признавая превосходную технику художника, критики отмечают «слащавость» его работ, его неидеальный художественный вкус, а также общую «буржуазность» или «мещанистость» его стиля [ ] .

Список произведений

  • Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр , Париж.
  • Диана после охоты , холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же , Париж.
  • Геркулес и Омфала , 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея , 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр , Париж.
  • Портрет Мари Бьюзо, жены художника , 1733.
  • Похищение Европы , 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Ринальдо и Армида , 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр , Париж.
  • Триумф Пана , 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
  • Завтрак , 1739, Лувр , Париж.
  • Рождение Венеры , 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
  • Триумф Венеры , 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
  • Леда и Лебедь , 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
  • Диана, отдыхающая после купания , 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр , Париж.
  • Диана после охоты , 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
  • Обучение Купидона , 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
  • Туалет , 1742, холст, масло, частная коллекция.
  • Пейзаж с отшельником , 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Юпитер и Каллисто , 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва.
  • Одалиска на синей софе , 1745, Лувр, Париж.
  • Портрет мадам Бержере , 1746.
  • Летняя пастораль , 1749.
  • Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога , 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
  • Венера, обезоруживающая Купидона , 1751 г.
  • Туалет Венеры , 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
  • Венера, утешающая Амура , 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
  • Мельница , 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр , Париж.
  • Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Закат Солнца , 1752 г., Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Восход Солнца , 1753 г., Лондон.
  • Визит Венеры к Вулкану , 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Портрет маркизы де Помпадур , 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея , 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр , Париж.
  • Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто , 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона , Канзас-сити.
  • Портрет маркизы де Помпадур , 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса , Лондон.
  • Пан и Сиринга , ок. 1762 г., Музей Прадо , Мадрид.
  • Пигмалион и Галатея , 1767 г.,

Считается, что слава приходит к хорошему художнику только после смерти. Франсуа Буше стал исключением из правил: он был «первым живописцем короля Людовика XV» и директором Королевской академии живописи и скульптуры.

2. Франсуа Буше. Автопортрет


Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец зарабатывал на жизнь рисованием узоров для вышивки. Заметив способности маленького Франсуа, отец отправил его учиться.

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника


Сначала Франсуа Буше занимался тем, что иллюстрировал «Французскую историю» Габриэля Даниеля, путешествовал по Италии, изучая тамошних мастеров живописи, писал полотна на мифологические и библейские сюжеты, сцены в интерьере, пейзажи, пасторали и даже создавал декорации к балетам. Словом, был очень разносторонним и исключительно общественно полезным мастером.

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога


Скорее всего, так бы и продолжалось. Стал бы Франсуа Буше вполне успешным живописцем, писал себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание относительно широкого числа ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из хороших художников.

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур


Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам. Но хорошим вкусом и чувством меры она не отличалась: Вольтера, например, она раздражала своими мещанскими манерами.

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур


В 1748 году Франсуа Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя четыре года ему даже разрешили жить и работать в Лувре. Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой.

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом


Художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто


После смерти маркизы де Помпадур успеху пришел конец. Мало кто хотел покупать картины Франсуа Буше, его обвиняли в развращении юношества, а моралист Дени Дидро сказал: «Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска


Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше


Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Диана после охоты

Художник Франсуа Буше (Francois Boucher) – один из самых известных французских живописцев, декоратор и гравёр, ярчайший представитель культуры рококо.

Художник создал огромное количество полотен и гравюр, иллюстрировал литературные шедевры Овидия, Мольера и Боккаччо. Много работал в областях декоративного и прикладного искусства: создавал костюмы и декорации для театров, сотрудничал с Королевскими шпалерными мануфактурами, создавал орнаменты и росписи для Севрского фарфора, много времени уделял фарфоровой миниатюре, расписывал веера, украшал дворцы знати и королевские апартаменты.

Будучи придворным живописцем в своих работал изображал не только фешенебельную жизнь высшего света Франции, но и с огромным удовольствием писал деревенские ярмарки, сельские жанровые картины, портреты самых простых людей.

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Художник Франсуа Буше (Francois Boucher) родился в сентябре 1703 года в Париже, в семье художника Николя Буше, который создавал узоры для вышивки рисовал гравюры.

С самого раннего детства Франсуа помогал отцу в мастерской, где и проявился талант будущего живописца.

Николя Буше отдал своего сына в ученики к известному французскому художнику Франсуа Лемуану.

Когда Francois Boucher исполнилось семнадцать лет, он оставил мастерскую Лемуана и поступил в гравёрную мастерскую Ж.Ф Кара-старшего. Работа в гравёрной мастерской давала средства к существованию молодому человеку, а кроме того позволила завести полезные знакомства с высокопоставленными заказчиками известного гравёра.

Несколько лет Франсуа занимался иллюстрированием книг и созданием гравюр, а в 1723 году получил академическую премию за картину «Евилмеродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождённый из оков царя Иоахима». В этот время художник познакомился с творчеством Антуана Ватто, увлёкся работами знаменитого художника, начала изучать композиционные приёмы великого живописца.

В 1723 году Франсуа Буше принял участие в конкурсе на Римскую премию Королевской Академии живописи и ваяния, стал победителем конкурса, но отправиться в Италию не смог – для никому не известного художника не оказалось вакантного места в итальянском филиале академии. Только через 4 года художнику удалось совершить поездку в Рим, где он увлёкся творчеством Кортона и Джованни Ланфранко, начал коллекционировать рисунки Тьеполо.

После возвращения из Италии художник пишет целую серию полотен на библейские и мифологические сюжеты, пейзажей, интерьеров и пасторалей, создаёт декорации к нескольким операм и балетам, начинает плодотворно сотрудничать с мануфактурами фарфора и гобеленов.

В 1734 году Франсуа Буше становится членом Королевской Академии, а впоследствии и преподавателем, поскольку в этот период времени художник женился, в семье родились дети и семья отчаянно нуждалась в дополнительных средствах для существования.

К концу десятилетия материальное положение живописца настолько упрочилось, что Буше позволял себе относиться к заказам избирательно и не брался за заказ, если заказчик платил менее 300 ливров.

В конце 40-х годов восемнадцатого века покровительницей Франсуа Буше стала мадам Помпадур, известная любовница короля Людовика XV. Сначала мадам брала уроки рисования у известного мастера живописи и очень хорошо платила за эти уроки. Впрочем, злые языки утверждают, что мадам и художник занимались на уроках не только рисованием.

Мадам де Помпадур

Во всяком случае, через мадам Помпадур художник начал получать выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями, в ом числе и на эскизы для сервизов и фигурок, которые производились на фарфоровой фабрике в Севре. Специалисты утверждают, что именно благодаря таланту Буше фарфор из Севра стал таким популярным в восемнадцатом веке.

В последние годы своей жизни художник начал терять популярность, нало пишет и всё больше времени отдаёт административной работе в Королевской Академии.

После революции 1789 года творчество художника, который «запачкал» своё имя близостью к королевскому двору, было предано на долгие годы забвению. И это забвение длилось более века – до той поры, пока не появился многотомный труд по искусству восемнадцатого века братьев Гонкур.

Картины художника Франсуа Буше (Francois Boucher)


Туалет дамы
Одалиска
Четыре времени года
Пастух, играющий на свирели пастушке
Обнажённая на софе Модистка Садовница
Пан и Сиринга Пастушка и пастушок
Диана после купания Туалет Венеры
Венера и Купидон
Пейзаж с водяной мельницей
Обучение Купидона
Венера и путти
Откровения пастушек
Испуганная купальщица Диана с нимфой после охоты Влюблённые в парке Сбор вишен Юпитер и Каллисто

Francois Boucher

Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.

В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.

24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал “Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея”.

Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое - две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).

Более того - он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».

В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования - по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги. В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения. Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями - в том числе, на декоративные росписи в Версале.

Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени - уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы. А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу - делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором. Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.

После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению. Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой. Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.

Б уше и рококо

Р ококо

Rocaille

Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше – плоть. Полотна мастера – сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.

В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана – нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.

К артины Франсуа Буше (произведения)

О тдыхающая девушка

Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.

Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.

Софа, занавесь и стена - нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.

Т УАЛЕТ

1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Д иана после купания

(1742 Париж, Лувр)

Т уалет Венеры

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.

На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.

О далиска

1745. Музей Лувр, Париж.

Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина Буше – своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он – один из наиболее последовательных представителей стиля рококо. В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.

Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».

П рекрасная кухарка

1735 Париж, Музей Коньяк-Же

М одистка
П ан и Сиринга

Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу. Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана. Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.

Сиринга - у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.

М адам де Помпадур

(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)

Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.

«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент. А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.

Ф онтан любви

1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.

Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.

Источник – интернет.

Франсуа Буше – великий живописец и декоратор – биография и картины обновлено: Ноябрь 28, 2017 автором: сайт

Сыну учителя рисования и составителю узоров для вышивки прямая дорога в художники, ну или в рисовальщики. Для Франции 18 века рисовальщик и декоратор даже лучше, это верный кусок хлеба. Но сын рисовальщика узоров Николя Буше с детства проявил такие способности, что отец решил отдать своего отпрыска в мастерскую настоящего художника.

Так Франсуа получил возможность учиться у Лемуана и Карса - виднейших мастеров первой половины 18 века во Франции.

Франсуа всегда был очень послушным, исполнительным и покладистым. У него не было никаких проблем с поведением и все его учителя были в восторге от его трудолюбия и прилежания. Будущий королевский художник быстро набирался опыта, пробовал себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Отец желал его видеть рисовальщиком и декоратором - Буше создает сразу несколько обойных узоров, которые понравились заказчикам. Учителя Франсуа предлагают ему попробовать себя в гравюре, ученик старательно наносит рисунки на медные пластины и тоже небезуспешно.

Свою первую академическую премию Буше получил в возрасте 20 лет. Его картина на библейский сюжет отвечала всем требованиям моды на рококо. Она была яркая, изящная, декоративная, эмоциональная и неглубокая по смыслу. Нужно сказать, что Франсуа Буше быстро понял, что от него требует публика и никогда не отступал от незамысловатого запаса приемов, колорита, сюжетного выбора, который ему диктует мода и эстетические предпочтения аристократии.

Важную роль в творческой жизни Буше сыграла работа над созданием гравюр по картинам . Эта кропотливая творческая работа на протяжении двух лет позволило Буше изучить манеру талантливого мастера.

Учебная поездка в , которую художник совершил благодаря стипендии академии, практически не повлияла на творчество Буше. К этому времени он уже определился в своей манере и использовал командировку для поиска богатых заказчиков.

Настоящая слава пришла к Буше в 1730 году. Именно в это время художника представляют мадам Помпадур - королевской фаворитке. Несмотря на то, что портретов художник никогда не писал, он с удовольствием соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Портрет понравился и для мастера наступают золотые времена.

Буше декорирует и расписывает апартаменты в Версале, работает в других королевских резиденциях. Постепенно в его работах появляется все больше пикантности. Эротичность его сюжетов вызывает неудовольствие Церкви, но все эти изыски появляются по требованиям Помпадур. Художник остается неприкасаемым для критики духовенства.

Многочисленные работы Буше на библейские, аллегорические и бытовые темы украшали самые богатые аристократические салоны. Трудолюбивый и старательный мастер, кроме живописи, оформляет оперные спектакли, рисует эскизы для фабрики гобеленов.

Творческая удача отвернулась от Буше после того, как новый стиль - классицизм - стал набирать популярность в Европе. Вместе с новым стилем все пикантные и иллюзорные работы художника перестали интересовать публику, а вместе со смертью Помпадур, в прошлом осталась и поддержка короля.

Последние годы художника прошли в тишине забвения, но материальное положение Буше никогда не было бедственным. После себя он оставил весьма солидное состояние.

 

 

Это интересно: