→ Иван саввич никитин встреча зимы план. Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы. Есть раздолье у нас

Иван саввич никитин встреча зимы план. Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы. Есть раздолье у нас

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,-
И на ветках берёз,
Как алмазы горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;

Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»

В чистом поле метель
И -кутит, и мутит,-
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:

«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт -
«Не белы-то снежки!..»

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Вернуться на страницу природа стихи

Предлагаем ещё несколько разделов со стихами:

«Встреча зимы» Иван Никитин

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, -
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, -
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

Творчество поэта Ивана Саввича Никитина мало известно современным читателям. Однако для своего времени оно было очень актуально. В пропитанных искренней любовью к отчизне стихотворениях нашли выражение мысли и чувства целого поколения русских патриотов.

Иван Никитин родился в 1824 году в Воронеже. В юности он изучал богословие в городской семинарии, но финансовые трудности, обрушившиеся на семью будущего поэта, вынудили его взять дела отца в свои руки. Одновременно с управлением постоялым двором Иван Саввич начал писать стихи и публиковаться. В 1853 году произошёл его литературный дебют, благодаря чему Никитин попал в кружок местной интеллигенции.

Не совсем ясно, было ли обучение в религиозном заведении источником патриотических настроений поэта. Или же причина этого – месторождение Ивана Саввича, ведь возможно, что именно отдалённость от столичного блеска позволила ему глубоко проникнуть в народную культуру, прочувствовать душу русского человека. Впрочем, ясно одно – среди поэтов-«славянофилов», к течению которых принадлежал Иван Никитин, он был одним из выдающихся авторов.

Интересно, что современники отзывались о творчестве поэта как о чём-то знакомом, хорошо узнаваемом. Это неудивительно, ведь в его произведениях был заключён сам русский дух. Наиболее ярко это проявляется в стихотворении «Встреча зимы». Оно было написано в ноябре 1854 года, и помимо живописного изображения родных пейзажей содержит ценные наблюдения и размышления о русском человеке.

Стихотворение условно можно поделить на две части. Первая – это красочное описание русских просторов, в которые вступает зима. Нельзя не представить себе бесконечные дали, усыпанные свежим снегом при чтении этих строк:
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Вторая часть начинается словами: «Здравствуй, гостья-зима!»

В ней автор подробно описывает, что такое русский человек, и почему самое неприветливое время года он принимает с радостью. Поэт проводит детальный анализ, наблюдая за соотечественниками с детства:
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

и до зрелости и смерти:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него…
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя…

Этими рассуждениями поэт стремится показать, что русские люди – бесстрашные, гордые, способные с детства переносить тяготы и невзгоды, но не сдаваться. Обращаясь к зиме, он просит её помогать народу преодолевать врагов, словно сама стихия рада прийти на помощь Руси и защитить её от врагов.

Это стихотворение, написанное тягучим анапестом, легло в основу музыкальных произведений. Такие композиторы, как Р. Глиэр и Н. Римский-Корсаков, превратили его в бессмертный гимн русской стойкости и выносливости.

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, -
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, -
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Анализ стихотворения «Встреча зимы» Никитина

Стихотворение «Встреча зимы», написанное Иваном Никитиным во второй половине 19-го века, является одним из наиболее заметных произведений автора. Оно посвящено русской природе и русскому народу.

Главная тема

Вначале складывается впечатление, что основная тема произведения – времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, сумрачной осени.

Однако на самом деле стихотворение гораздо сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русскому народу, весело встречающему зиму, которому нипочём ни холод, ни метель.

Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов.

Как раз этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить хмельной пир «на сторонке чужой» непрошеному гостю, спеть ему, застелить постель из белого пуха и засыпать его метелью.

Структурный анализ

В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, «искони», «хмельный пир», а лексика высокого стиля, с которой связаны архаизмы, практически не употребляется. Иван Саввич восхищается красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, причудливым словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Руси святой, которая заканчивается восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своей Отчизне.

Как видно, отсутствие высокой лексики Никитин восполняет с помощью иных художественно-изобразительных средств. Особенно часто встречаются олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленький ребёнок сравнивается с богатырём, который растёт, как будто дуб под бурями. А зимушка, как и вся природа, представляется живым созданием, которое всё понимает и тонко чувствует.

В произведении используется перекрёстная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению певучесть, делают его хорошо запоминающимся.

В стихотворении Иван Никитин не только восхваляет неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
  • учить понимать настроение, мысли поэта;
  • формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.

Оборудование : учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.

(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)

Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока


И на бумагу к поэту попала

1. Введение в тему

  • Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
  • Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
  • Ребята, а кто из вас любит это время года?
  • Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

2. Чтение стихотворения учителем

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над, землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, -
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, -
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

3. Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением

5. Выборочное чтение

– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

6. Выразительное чтение в классе

III. Физкультминутка

Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».

Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»

(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)

V. Зима в картинах русских композиторов

Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.

(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

В творчестве И. Никитина есть ряд стихотворений посвященных зиме. Одним из лучших образцов является «Встреча зимы». Под этим названием часто подразумевают первую часть произведения «Ночь прошла. Рассвело», написанного в 1853 г (до характеристики русского народа).

Тема стихотворения «Встреча зимы» – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Автор стихов показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.

В центре стихотворения пейзаж, отображающий осенне-зимний рубеж. За изменениями наблюдает лирический герой, который почти все время находится «за кулисами». Сначала он наблюдает за осенней погодой с ветром и дождем. Кажется, золотая красавица чувствует, что ей скоро придется покинуть привольный край, поэтому и роняет слезы. Вместе с осенью плачет и лес, но герой не может догадаться, о чем он печалится.

На следующий день дождь сменился пушистым снежком. Он быстро укрыл все белым ковром. На рассвете лирический герой любуется безоблачным небом и наслаждается чистым и легким воздухом. Зимний пейзаж впечатляет блеском снега и веселым кудрявым лесом над чистым полем.

Лесу посвящено несколько строк. Этот образ динамичный: вначале, когда природа провожает осень, он грустный, а в предвкушении зимы – веселый. В описании леса находится место и образу-символу России – березам. Белокорые красавицы уже сняли сережки, но зима им подарила новое украшение – капли-алмазы. Деревья приветствуют зиму, считая ее гостьей. Ей позволяют веселиться от души: петь песни севера, строить мосты, разгуливать по просторам и расстилать ковры. Нетрудно догадаться, что адресантом приглашения является не только лес, но и лирический герой, и сам автор.

Произведения «Встреча зимы» можно условно разделить на смысловые части: описание прихода зимы и обращение к долгожданной гостье. На строфы текст не делится. Автор использовал разные виды рифмовки, некоторые строки не рифмуются, но их созвучье реализуется при помощи ритма. Стихотворный размер – трехстопный ямб.

Красота зимней природы передается при помощи художественных средств. Главную роль играет олицетворение, при помощи которого И. Никитин оживляет зиму и лес: «плакал сумрачный лес», «смотрит весело лес из-под черных кудрей», «здравствуй, гостья-зима». Сказочная Картины дополняются эпитетами («безлюдный простор», «побелевшие поля», «сдержанные слезы») и сравнениями («что белый пушок…, начал падать снежок», «как алмазы горят»).

Некоторым элементам пейзажа выразительности придает аллитерация, например, в первых стихах неуютную атмосферу передают слова с согласными «р», «с»: «поутру вчера дождь в стекла окон стучал». Описания трескучего мороза делаются более выразительными благодаря согласному «р»: «и замерзла река, на дворах и домах снег лежит…».

В стихотворение «Встреча зимы» отобразилось как народное, так и индивидуально-авторское восприятие холодного времени года.

 

 

Это интересно: