→ Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность. План самообразования воспитателя на тему «фэмп через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте План самообразование в младшей

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность. План самообразования воспитателя на тему «фэмп через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте План самообразование в младшей

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 172»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Подготовил воспитатель

подготовительной к школе группы

Мосман Елена Александровна

01.09.2014

(дата начала работы над темой)

31.05.2014

(предполагаемая дата окончании работы)

Саратов 2014

Введение ………………………………………………………………………...….. 3

Пояснительная записка …………………………………………………………..... 5

Личный план педагога …………………………………………………………...... 9

Работа с детьми ………..………………………………………………………….. 10

Работа с родителями …………………………………………………………….... 12

Анализ темы по самообразованию …………………………………………….... 13

Список использованной литературы…………………………………………….. 14

Приложение 1 (картотека развивающих игр)…………………………………

Приложение 2 (диагностика) …………………………………………

Приложение 3 (доклад для педагогов) ……………………………………….

Приложение 4 (консультация для родителей) …………………………

Приложение 5 (памятка для родителей) …………………………………………

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу : развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении,

геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

Знакомлю с занимательными и развивающими играми;

Провожу консультации, индивидуальные беседы;

Привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями
  1. Личный план педагога

Направления работы

Месяц

Планировать работу с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Изучить литературу:

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

Октябрь

Изучить литературу:

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980.

Ноябрь

Подготовить доклад для воспитателей на тему: «…»

Декабрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования сайт», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»)

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Март

Подготовить анализ темы по самообразованию

Апрель

Посещение городских методических объединений.

В течение года

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

  1. Работа с детьми

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Сентябрь

Цифры от 1 до 10, знаки, >,

Приложение № 1

Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета.

Приложение № 2

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры.

Приложение № 3

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших.

Приложение № 4

Октябрь

Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Приложение № 5

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры.

Приложение № 6

Мониторинг.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток.

Приложение № 7

Ноябрь

Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры.

Приложение № 8

Число 11, количественный счет, времена года.

Приложение № 9

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой.

Приложение № 10

Число 12, дни недели, знаки >,

Приложение № 11

Декабрь

Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры.

Приложение № 12

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник

Приложение № 13

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи.

Приложение № 14

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры.

Приложение № 15

Январь

Числа 11, 12, 13, 14 (повторение), состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги.

Приложение № 16

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры.

Приложение № 17

Числа от 1 до 15 (повторение), геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.

Приложение № 18

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Февраль

Число 16, ориентировка во времени, логическая задача.

Приложение № 19

Сравнение смежных чисел, знаки, состав числа 9, квадрат, величина предметов.

Приложение № 20

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе.

Приложение № 21

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача.

Приложение № 22

Март

Число 18, времена года, логические задачи.

Приложение № 23

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача.

Приложение № 24

Число 19, величина, ориентировка во времени.

Приложение № 25

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе.

Приложение № 26

Апрель

Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры.

Приложение № 27

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика.

Приложение № 28

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры.

Приложение № 29

Соотнесение числа и количества предметов, моторика.

Приложение № 30

Май

Величина, ориентировка во времени, развитие внимания.

Приложение № 31

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Февраль

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

Март

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Тема: «Использование игровых приемов при формировании

элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель и задачи самообразования по теме цель

    Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

    Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

    Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

    Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

    Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических

представлений у дошкольников.

    Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Тема

1 год

2014-2015ж

2 год

2015-2016ж

3 год

2016-2017ж

Введение

Основная часть

Итог

Изучение материалов по дпнной теме. Сбор информации.

Внедрение методов игровой деятельности. Работа сродителями, с педагогами и детьми.

Анализ проделанной работы. Выведение итогов.

Плпн работы по теме самообазования

2017-2018 уч.год

Іс - шара тақырыбы

Мақсаты

Мерзімі

Работа с документацией

сентябрь

Изучение закона «Об образовании» РК , других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

сентябрь

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

декабрь

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП.

Обмен опытом по проблеме.

В течении года

Работа над модернизацией комнаты.

Оформление уголка группы

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

февраль

Разработка плана на, месяц, год.

Подбор материала.

март

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание»

Знакомство с литературой.

апрель

Разработка картотек игр по ФЭМП

Подбор материала

апрель-май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

План самообразования воспитателя на тему «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»

СРОК: в течение 2016-2017 учебного года.

Тема самообразования: «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»

Цель и задачи самообразо вания

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

1 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

- «Кодирование геометрических фигур»

- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»

2. Проведение игр – соревнований.

- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

- «Зоопарк» (счёт)

- «Принимаем гостей» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)

- «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

-«Три медведя»

- «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка во времени».

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8 Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх

с родителями

Консультация: «Играйте вместе с детьми дома»;

Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»;

Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;

Круглый стол по теме: «Театрализованные игры с математическим содержанием»;

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

месяц Направление работы Способ достижения
сентябрь

Работа с документацией.

Выявление уровня знаний детей

Работа с родителями

Знакомство и анализ документации

Диагностика детей

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

октябрь

Изучение сюжетно- дидактических игр

Планирование работы с воспитанниками,требующими особого внимания

Подготовка картотеки занимательного математического материала

Создание индивидуальной работы с детьми

ноябрь

Изучение теории

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 учебный год

Ф.И.О . Позднышева Оксана Владимировна

Дата рождения 22.07.1979

Место работы МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Должность воспитатель

Общий педстаж 22 года

Тема работы по самообразованию

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

сентябрь - май

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

сентябрь-май

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

сентябрь-май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Сборник сказок.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Развлечение «Весёлая математика»

Работа с семьёй

сентябрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Создание уголка «Занимательная математика».

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка-передвижка.

Самореализация

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

Представление картотеки на педчасе.

Консультация для педагогов «Царица наук - математика»

Выступление на педагогическом совете.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для родителей

Немного о математике.

«Математика всегда… остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности. Конечной целью, как отмечал отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику. В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел(крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости. «Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

«Количество и счёт»:

Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Материал: мяч.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

Вариент. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

«Мальчики».

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

КОГО КАК ЗОВУТ?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

КТО ГДЕ СТОИТ?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Посади жука на цветок».

Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

Ход игры:

Чтение потешки:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Божья коровка, Черная головка,

Лети –лети за море

Там тепленько,

Здесь холоденько.

I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и «садятся» на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.

III вариант:

На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

«Назови предыдущее и последующее число».

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

«Сосчитай правильно».

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Форма и цвет»:

«Конструктор».

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса - Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

«Сравни и заполни».

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

«Почини одеяло».

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

    Какие геометрические фигуры строили город?

    Из каких геометрических фигур можно построить город?

    Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?

    Что еще можно построить из геометрических фигур?

 

 

Это интересно: