→ Потребность в познании и самопознании. Формирование потребности в знаниях. Развитие интереса к обучению и учебной мотивации Что такое познание

Потребность в познании и самопознании. Формирование потребности в знаниях. Развитие интереса к обучению и учебной мотивации Что такое познание

Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание. Позна­ние - это одна из философских категорий, которая неразрыв­но связана с такой категорией, как знание, и определяется сле­дующим образом:

Познание - духовная деятельность, направленная на вос­произведение в субъективной форме мира предметов, состоя­ний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектиче­ский процесс отражения мира в сознании людей. Это движе­ние мысли от незнания - к знанию, от неполного и неточного знания - к более полному и более точному.

Знание - отражение объективной реальности в нашем соз­нании, связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В своем сознании человек от­ражает объективные, закономерные связи реального мира.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и на каждом этапе раз­вития общества процесс познания осуществляется в многооб­разных социально-культурных формах. Это - обыденно-прак­тическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание.

В конечном счете все науки возникли из практических по­требностей людей: математика - из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия - из потребностей мореплавания; медицина - из потребностей борьбы с болезнями и т.д.

Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятель­ности человека. Люди познают мир не в силу врожденной лю­бознательности. Познание позволяет раскрыть тайны приро­ды и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.

Приведем один пример. В джунглях Южной Америки водится кро­шечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1 г, но у нее - самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхо­ждения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потреб­ность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Прак­тические потребности влечении некоторых заболеваний людей при­вели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использо­ван как лекарство.

Теория познания, или гносеология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фунда­ментальных разделов.

Познание - обусловленный прежде всего общественно-ис­торической практикой процесс приобретения и развития зна­ния, его постоянное углубление, расширение и совершенство­вание, процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выяв­ляются разные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек исследует челове­ка, т.е. самого себя. Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с по­мощью материальных носителей информации - рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.

В отличие от сознания, которое является единством ощу­щений, знаний, желаний, переживаний, результатом отраже-

ния материального мира и сопряжено с материей, познание оз­начает процесс приобретения знаний и соотносится с прак­тикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освое­ния действительности. В теории познания исходные понятия - деятельность, практика, познание.

Познание осуществляется в двух основных формах - в фор­ме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процес­се познания. Это - скачок от познания фактов к познанию за­конов.

Опираясь на предыдущие знания, человек получает воз­можность предвидения, создания планов развития различных отраслей экономики, науки, просвещения и т.д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. По словам Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове.

Под практикой понимают всю производственную и общест­венную деятельность людей в определенных исторических ус­ловиях - материальную производственную деятельность людей в сферах промышленности и сельского хозяйства, политическую деятельность, научный эксперимент и т.д. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей, и в то же время конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего исполь­зования полученных знаний в практической деятельности лю­дей. В своей практической деятельности человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непо­нятными. Поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать

11.3. Потребность в познании и самопознании

себе материальные блага. В настоящее время практика постави­ла перед человечеством такие глобальные проблемы, как сохра­нение природы на нашей планете, овладение новыми источни­ками энергии, освоение Космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

о познает окружающий мир непосредственно, т.е. сам открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества;

о познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (учится, читает книги, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры).

История развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духов­ной культуры, развития науки и техники.

Потребность в познании осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, вырабо­танных в ходе истории человечества, она пронизывает всю жизнедеятельность человека, так как человека от рождения до самой смерти интересует все, что было и будет дальше.

Потребность в познании жизни, объективного мира реали­зуется в следующих основных направлениях:

о посредством научных знаний, когда целью познания является истина. Ведущая черта, особенность та кого познания - объек­тивность знаний. Чем более научным является знание, тем бо­лее оно становится объективным, не зависящим от субъектив­ных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;

о посредством искусства, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого позна­ния-в познании правды жизни. Во всех видах и жанрах искус­ства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральное место в литературе, поэзии, музыке, живописи и других видах искусства занимают образ человека, его интересы, переживания, мысли, поступки. Йс-

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

кусство выступает одним из источников познания психики людей;

О посредством религии, так как значительная (может, даже большая) часть населения планеты (наша страна в этом отно­шении не является исключением) живете религиозным миро­ощущением и миропониманием. Поэтому современный спе­циалист должен знать научную и религиозную картины мира;

О посредством собственного социального, этнического, профес­сионального и другого опыта и знаний.

Потребность в познании - неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высоко­грамотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересо­ванность в этом каждого человека. Кроме того, человек полу­чает знания не только в мирных целях, но и для ведения кон­фликтов и войн. Поэтому потребность в познании, как и вся­кая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Од­нако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу челове­честву.

Потребность в познании можно классифицировать сле­дующим образом: потребность в социальном познании, науч­ном познании и во вненаучном познании.

Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало говорят. Один из моих подопечных попал в армию солдатом. Я специально готовлю ребят к ар­мии. На дедовщину я повлиять, конечно, не могу. Но подготовленные мною ребята, в основном сту­денты, великолепно приспосабливались и от дедовщины не страдали. Так вот, один из них мне рас­сказывал, как «деды» с удовольствием слушали его, когда он рассказывал. Он интересно преподносил сведения по географии, физике, биологии, анато­мии, удовлетворял их потребность в познании и по­нимании.

А. Маслоу считает, что в основе человеческой тяги к познанию лежат не только негативные де­терминанты (тревога и страх), но и позитивные им­пульсы, например, любопытство. Этот феномен мож­но наблюдать и у высших животных.

Всех психически здоровых людей влечет к не­познанному. И, наоборот, - все известное, истолко­ванное может вызвать скуку. При неврозах же име­ется тяга к знакомому и ужас перед незнакомым.

Неудовлетворение потребностей в познании мо­жет стать причиной серьезной психопатологии. Часто неврозы возникают у высоко интеллектуаль­ных людей, которые занимаются скучной работой. Многие интеллектуальные женщины заболевали, когда становились домохозяйками, и моментально выздоравливали, когда вновь приступали к работе. То же наблюдается с пенсионерами и безработны­ми. Следующую мысль А. Маслоу я выделил: «Если человек лишен права на информацию, если офици­альная доктрина государства лжива и противоре­чит очевидным фактам, то гражданин такой страны почти обязательно станет циником». Про­чтите ее еще раз. А теперь далее: «Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспор­ным истинам; для такого человека не святы ни­какие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить свои взаимоотношения с людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Бывает и пассивная реакция на ложь - человек становится безынициативным, безвольным, гото­вым к слепому подчинению».

Потребность в познании проявляется с раннего детства. У ребенка она выражена более отчетливо, чем у взрослых. Детей не нужно учить любопыт­ству, но их можно отучить от любопытства, что мно­гим родителям и воспитателям удается сделать. Именно эта трагедия разворачивается в наших дет­ских садах и школах. Может быть, поэтому дети пускаются во все «тяжкие».

Удовлетворение потребностей в познании при­водит к чувству глубочайшего наслаждения, оно ста­новится источником высших, предельных пережи­ваний. Мы часто не отличаем познание от обучения и оцениваем его с точки зрения результата - знает ребенок или не знает, совершенно забывая и не учи­тывая чувства, связанные с познанием, - пости­жение, озарение, инсайт. А между тем подлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. А. Маслоу считает, что именно эти яркие, эмоционально на­сыщенные мгновения только и имеют право назы­ваться лучшими мгновениями человеческой жиз­ни. Может быть, только они и есть человеческая жизнь. Эти данные мне помогут четче сформулиро­вать педагогическую концепцию: необходимо не обу­чение предмету, а обучение познанию предмета.


Кстати, сейчас доказано, что именно в такие мгновения в кровь выбрасываются эндорфины - морфиноподобные вещества, которые вырабатыва­ет сам организм. А это обеспечивает хорошее на­строение, высокую адаптацию, даже предохраняет от инфекций и делает более устойчивым человека к радиоактивному облучению. Не знаю, какие еще доводы мне привести, чтобы стало очевидным, что развитие интеллекта для каждого должно быть един­ственной обязанностью. Ведь мы же люди! Мы не можем быть счастливы, если у нас не будет развит интеллект!

Вот теперь и думайте сами, удовлетворена ли у вас потребность в познании и чего ради вы до сих пор читаете эту книгу.

Стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Само по себе желание понимать носит побуди­тельный характер и является неотъемлемой харак­теристикой личности. Между этими потребностя­ми нет антагонизма, они скорее синергичны. Я за­метил, как понимание сути дела сразу же облегчает состояние человека. Своим подопечным, в том числе и тяжелым пациентам, я всегда говорю правду. Зачастую им сразу становится легче. И вообще, когда мы скрываем что-то неприятное от человека, мы оскорбляем его, считая его глупым, трусливым, слабым, не способным вынести горе, злобным и т.п. А когда от тебя что-то скрывают, то чувствуешь себя идиотом.

Как вы уже поняли, потребности могут быть выс­шими и низшими. Какие же между ними разли­чия? А. Маслоу выделяет 16 различий. Привожу их с небольшими своими комментариями. Мне ка­жется, что знание этих различий имеет практичес­кое значение.

1. Прежде всего, более высокая потребность про­является позже в филогенетическом, эволюционном плане. Потребность в самоактуализации присуща только человеку.

Потребность в удовлетворении пищевого, оборо­нительного и сексуального инстинктов, в общем, совпадают у человека и животных, хотя в процессе очеловечивания мы эти потребности удовлетворя­ем совсем иначе, чем животные. Животные сразу же набрасываются на пищу, сами роют норы или ищут готовые. Мы же идем на работу, зарабатыва­ем деньги и на эти деньги приобретаем себе еду, квартиру и одежду. Сексом мы тоже занимаемся иначе, чем животные. Нам всему надо учиться. Ин­теллект, самое яркое отличие человека от живот­ных, присутствует, а точнее, участвует в удовлет­ворении этих потребностей и приводит к тому, что мы можем получать не только удовольствие, но и наслаждение.

2. В процессе индивидуального развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие.

При рождении ребенок имеет только физиоло­гические потребности и в слабой форме - потреб­ность в безопасности. Через несколько месяцев вы­является потребность в любви, принадлежности и признании, далее - потребность в самоактуализа­ции, но только в том случае, если удовлетворены низшие потребности. У детей потребность в само­актуализации появляется довольно рано, но затем часто забивается родителями и школой. Это я не о вас, наш читатель. Ваши родители, конечно, бес­покоились о том, чтобы все ваши способности раз­вивались. Это я о тех, кому препятствовали в этом.

Вот отдельные случаи, которые приходилось на­блюдать мне. Девочка хочет стать актрисой, а мама ее направляет в мединститут. У ребенка способнос­ти художника, а его заставляют приобрести специ­альность бухгалтера и т.п. Конечно, это бывает ред­ко, но на приеме у психотерапевта почему-то в ос­новном бывают те, кто не развил свои способности, хотя по сравнению с другими они не так уж и пло­хи. Более того, большинство моих подопечных пре­восходят в своем развитии средний уровень, но не­редко сами сдерживают свой рост.

Тогда я их спрашиваю: «А доросли ли вы до са­мого себя? Если зря потраченное время вы пустили бы на свой духовный рост, вы были бы выше или остались на прежнем уровне?» Задайте себе этот вопрос, наш дорогой читатель. И если вы на него отве­тите утвердительно, то, следовательно, и вы не до­росли до самого себя. И не успокаивайте себя срав­нениями с другими. Все равно вам рано или поздно будет плохо!

3. Чем выше место потребности в иерархии по­требностей, тем менее она важна для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворен­ной и тем выше вероятность ее полного уничтоже­ния, считает А. Маслоу. Низшие потребности носят биологический характер и доминируют до тех пор, пока человек жив.

Потребности высшего уровня отличаются мень­шей способностью к доминированию. Неудовлет­ворение высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как неудовлет­ворение низших потребностей. По сравнению с пи­щей и безопасностью уважение уже кажется рос­кошью.

4. Жизнь на более высоких мотивационных уров­нях означает большую биологическую эффектив­ность, большую продолжительность жизни, мень­шую подверженность болезням. Удовлетворение высших потребностей вызывает высшее наслажде­ние, приводя наибольший выброс эндорфинов и ал­коголя в кровь. А это повышает жизнеспособность организма и служит его росту и развитию. Я даже придумал такой афоризм: скажи, чем ты наслаж­даешься, и я скажу, кто ты. Если человек способен получить наслаждение от симфонической музыки или работ Ницше и Шопенгауэра, приходит в восторг от некоторых положений в Библии и т.п., это свидетельствует о его высоком уровне развития.

5. С субъективной точки зрения, высшие потреб­ности менее насущны. Намеки высших потребнос­тей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглу­шается громкими и ясными требованиями других потребностей, их интонации похожи на интонации ошибочных убеждений и привычек. Умение распоз­нать собственные потребности, т.е. понять, что тебе нужно на самом деле, - само по себе огром­ное психологическое достижение.

Я не случайно выделил это предложение. К со­жалению, многие люди не знают своей природы, не знают, что им нужно. Это результат неверного вос­питания и давления микросоциосреды. Иногда че­ловек делает не то, что ему хочется в соответствии с его природой, а то, что от него требует общество, и перестает слышать намеки высших потребностей.

6. Удовлетворение высших потребностей приво­дит человека к субъективно желаемому состоянию, он испытывает покой, умиротворение, счастье, пол­ноту внутренней жизни. Удовлетворение потребно­сти в безопасности в лучшем случае приведет к чув­ству облегчения и расслабленности, но не сможет подарить мгновений экстаза, иступленного счастья, восторга, понимания, гордости и тому подобных чувств.

7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей озна­чает движение в сторону здоровья, прочь от психо­патологии.

8. Для актуализации высшей потребности тре­буется больше предварительных условий (и прежде всего, хорошей подготовки), чем для актуализации низшей потребности.

9. Для актуализации высших потребностей не­обходимы благоприятные внешние условия. Я бы сказал, определенные условия. Иногда благоприят­ные условия могут усыпить потребность в самоак­туализации.

Когда я беседую с детьми, то прежде всего спра­шиваю, кем они собираются стать. Многие из них отвечают: «Не знаю». Эти дети живут в оранжерее, где им создаются все условия и удовлетворяются все желания. Мне страшно за судьбу этих детей. У них нет мотива деятельности. До пяти лет дети обыч­но четко знают, кем станут. И сразу же начинают готовиться к этому. Мальчик, желающий стать крупным военачальником, строит песочные крепо­сти и разыгрывает сражения, девочка хочет стать портнихой и начинает обшивать кукол. Но прихо­дят родители, разрушают песочные крепости и ли­шают мальчика победы, или покупают девочке ши­карную куклу, которой уже не нужно шить одеж­ду, а желание стать портнихой высмеивается. То, что идет от природы, забивается, а то, что хотят навязать ребенку, не прививается. Вот он и не зна­ет, кем ему стать.

Вспоминается мне история одной моей подопеч­ной. Ей бы пойти в актрисы, так родители сделали ее радиотехником, муж - экономистом. Но от сво­ей природы не уйдешь. Она ведь по своей сути была актрисой. Вот она и устраивала ему по ночам сце­ны и довела до инфаркта. А уйти от нее он не дога­дался, так как в детстве его приучили выполнять долг. Вот и пойми, в каких условиях живут дети. Я бы назвал хорошими те условия, которые способ­ствуют развитию способностей детей. Считаю, что в нашей школе самые отвратительные условия со­зданы для особо одаренных детей. Ориентировка на отстающего ученика, с которым возятся все - от учителя до директора школы - приводит к тому, что способные дети, не прилагая каких-либо уси­лий, достигают неплохих для двоечника результа­тов. Они не приучаются к упорному труду, у них отсутствует социальный тренинг, они не прилага­ют усилий для того, чтобы добиваться своего. Окон­чив школу с медалью, а иногда и вуз с красным дипломом, они оказываются беззащитными перед трудностями жизни. И верх берут над ними быв­шие двоечники, которые, не отличаясь большим ин­теллектом, тем не менее, прошли суровую школу борьбы с родителями, учителями и завучами школ, деканами и ректорами вузов.

Так вот, наши отличники, с моей точки зрения, живут в плохих условиях. Сколько от этого теряет общество, трудно себе представить. Я в свое время описал «синдром отличника» и способы его профи­лактики - перестать работать с двоечниками. Ког­да вы видели, чтобы ректор вызывал к себе в кабинет отличника и хвалил его? А вот неуспевающие сту­денты постоянно вызываются к ректору для разбо­рок. Один из моих знакомых - преподаватель вуза, бывший отличник - жаловался, что не может по­пасть к ректору для обсуждения очень важного дела. Тот все время занят разборками с неуспевающими студентами. Я предлагаю ставить двоечникам трой­ки, если уж невозможно их отчислить, а для от­личников создать специальные структуры, где они могли бы соревноваться друг с другом и развивать свой интеллект.

Мне кажется, что ничего страшного не произош­ло бы. Получив диплом, но ничего не умея, двоеч­ник не стал бы работать по этой профессии и не смог бы добиться льгот, так как не прошел бы со­циального тренинга. А может быть, видя, что от­личная учеба поощряется на самом высоком уров­не, тоже стал бы лучше учиться.

10. При удовлетворении и низшей и высшей по­требности последняя приобретает большую субъек­тивную значимость. Ради удовлетворения высшей потребности человек готов идти даже на жертвы.

11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовных идентификаций, тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовной идентификации. (Не путай­те любовь с сексом!) Здесь речь идет о любви.

12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные благоприятные гражданские и соци­альные последствия. Чем выше потребность, тем менее она эгоистична. Голод чрезвычайно эгоисти­чен. Это фактически самоудовлетворение. Но стрем­ление к любви уже приводит к взаимодействию с другими и т.д.

13. Удовлетворение высших потребностей при­ближает человека к самоактуализации. Самоактуа­лизированные люди очень похожи друг на друга, даже если живут в разных странах. Все самоактуа­лизированные, т.е. счастливые, люди в конечном итоге взбираются на одну вершину счастья, но толь­ко разными тропами. И вообще, счастье не имеет вариантов, а также пола, возраста, национально­сти, вероисповедания и прочих надуманных разли­чий. Варианты имеет несчастье. И путь развития один, много путей у застоя.

14. Жизнь на высоком уровне и удовлетворение высших потребностей приводит человека к есте­ственному индивидуализму. Он любит себя и лю­бит другого.

15. Чем выше уровень потребностей человека, тем более податлив он для психотерапевтического воздей­ствия. Психотерапевтические методы не могут помочь голодному человеку. Нередко возникает парадокс: чем больше нужна человеку психотерапевтическая по­мощь, тем реже он к ней обращается. Кстати, в пери­оды безработицы, как отмечал В. Франкл, работу в первую очередь теряют невротики.

16. Низшие потребности имеют более четкую ло­кализацию, более осязаемы, более ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более соматичны, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворение низших потребностей более очевидно, чем удовлетворение высших.

Чтобы удовлетворить потребность в голоде, нуж­но съесть определенное количество пищи. А удовлетворение потребностей в познании не знает пре­делов.

Более того, когда вы начнете жаловаться, что не можете удовлетворить высшие потребности, вас про­сто не поймут.

Так, один весьма благополучный и известный врач, да еще и пенсионного возраста, к которому очень хорошо относились и пациенты и начальни­ки, страдал от того, что не мог оказать помощь ряду тяжелых больных в клинике, где он работал, не было необходимого оборудования. Он ходил по ин­станциям. Его претензий не понимали. Не понима­ли, что же ему нужно. С работы его никто не гнал, частная практика у него была, а он страдал, так как не мог работать в полную силу. В конце кон­цов, он ушел туда, где ему были созданы соответ­ствующие условия для работы.

В этом контексте я хочу подчеркнуть одно поло­жение: потребность в самоактуализации носит биологический характер. Полное здоровье и счас­тье без его удовлетворения невозможны. Просто пока тебе хочется есть и нет квартиры, тебе не до само­актуализации.

Осознание своих истинных потребностей и жела­ний - трудная задача. Для того чтобы наши инстин­кты не были окончательно задавлены, их следует «за­щитить» от культуры, образования и научения.

При таком подходе задача психотерапии - снять внутренние запреты, барьеры, и главными поняти­ями тогда станут спонтанность, естественность, са­моприятие, удовлетворение, свобода выбора, поиск способов наиболее ярко и свободно выразить им­пульсы, идущие из глубины души.

При таком подходе задача совершенствования природы человека может быть реализована только с помощью социальных мер, которые поощряют ин­стинктивные тенденции человека.

О людях, живущих на высших уровнях мотива­ции (самоактуализации), можно сказать, что их поступки и поведение чрезвычайно спонтанны, они открыты, простодушны, естественны и потому выразительны.

Они и есть норма. Вот о них мы сейчас и погово­рим.

Одно из основных качеств психологически здо­рового человека - это возможность контроля. По­ведение человека определяется двумя факторами - эмоциями и разумом. Эмоциональное или экспрес­сивное поведение почти не поддается контролю, его трудно скрыть, подавить, подделать.

Требуется усилие, чтобы ее сдержать. И разум­ное поведение требует усилий. Вот и надо так орга­низовать свою деятельность, чтобы то, что хочется делать, одновременно было бы и нужно и целесооб­разно. Тогда у человека не будет противоречий ни с обществом, ни с самим собой. Так, я хочу писать эту книгу, писать ее целесообразно.

Итак, в здоровом человеке гармонично сосуще­ствуют обе тенденции. Он может отказаться от са­моконтроля, но и контролировать себя, может удо­вольствие на время, он вежлив, старается не оби­жать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках. Он способен быть стоиком и эпикурейцем, сдержанным и раскованным, искренним и отчуж­денным, веселым и деловитым. Он живет настоя­щим, но умеет думать и о будущем. Здоровый са­моактуализированный человек универсален в отли­чие от среднестатистического человека, он реализует большую часть возможностей, заложенных в его природе. Он движется к абсолютной человечности, т.е. к полному раскрытию своего человеческого по­тенциала.

А. Маслоу проводил исследование самоактуали­зированных людей. Испытуемыми у него стали зна­комые и друзья, общественные деятели и истори­ческие персонажи.

В результате были отобраны четыре категории испытуемых:

Семь очевидных и два условных примера са­моактуализации (современники, обследованы клинически).

Два очевидных примера самоактуализации, (жившие в прошлом люди - Линкольн и То­мас Джефферсон).

Семь очень условных примеров самоактуали­зации известных людей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Уильям Джеме, Джейн Адаме, Швей­цер, Олдос Хаксли и Спиноза).

Примеры частичной самоактуализации (пять человек).

А. Маслоу считал, что именно по лучшим пред­ставителям нужно судить о человечестве, а не по кар­ликам, уродам, больным, бандитам и хулиганам. Я решил повторить исследование А. Маслоу. И вот сре­ди тех, кто прошел мои тренинги, я нашел людей, которые стали на путь самоактуализации. Это я могу сказать с уверенностью. У них открылись способно­сти, о которых они и не подозревали, появились до­стижения, о которых они и мечтать не могли. А ког­да я в начале работы говорил им об этом, они смот­рели на меня как на сумасшедшего, а не уходили от меня просто только потому, что им некуда было идти. Все остальные врачи и психологи уже от них отка­зались. Вот у них я и нашел признаки самоактуали­зации (признаки психологически здорового челове­ка), описание которых сейчас и начинаю. Надеюсь, что, ориентируясь на них, вы сможете найти свой путь к самоактуализации.

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm:

1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели - одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.

3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот - все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.

В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.

Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность - и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.

5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

Эстетические потребности

Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:

1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.

2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

Удовлетворение потребностей

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%». Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Духовные потребности

Это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.

Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировозрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.

Потребность в познании-

это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях - мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное - т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания - научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание - это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование

Это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации - в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание

Это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни

Это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни, как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

 

 

Это интересно: