→ Пресвятая богородица тихвинская в чем помогает. Икона Пресвятой Богородице «Тихвинская

Пресвятая богородица тихвинская в чем помогает. Икона Пресвятой Богородице «Тихвинская

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери

Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», - сказал Чудотворец, - «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

Библиотека Русской веры

Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы

Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие - в наклоне головы.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины

Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь - неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице ».

Расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.

Бывший старообрядческий храм РПсЦ располагается в Москве.

Единоверческая располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

по своему типу относима к Одигитрии-Путеводительнице. Она является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По преданию, икона Одигитрия, ставшая прототипом для Тихвинского образа, была одной из икон, написанных лично евангелистом Лукой, который, также по преданию, создал ряд прижизненных изображений Пречистой.

Там она находилась длительное время, пока в 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», принадлежащей концу XV – началу XVI века, сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

Итак, в период княжения благоверного князя Дмитрия Донского, начиная с его победы в 1380 году над Мамаем на Куликовом поле, на Руси были чудесно обретены несколько икон Одигитрии и Владимирская икона Богоматери – Елеуса (Умиление). Это, безусловно, означало, что Русь всегда находилась под особым приглядом и заступничеством у Пресвятой Богородицы, и доказательство тому – обилие икон Ее, приходивших на Русь в самые тяжелые годы. Эти иконы сами указывали место, где они намерены остаться и где Царица Небесная желает видеть прославление ее имени устройством храмов и обителей, чтобы Она могла приходить на помощь всем, кто будет молитвенно притекать к ней за защитой и исцелениями от всех бед перед Ее образом.

За время нахождения в Тихвинском Богородице-Успенском монастыре с просьбами об укреплении Российской державы, с другими молитвенными пожеланиями в обитель на реке Тихвинке приезжали многие державные особы: Петр I, императрица Елизавета, посетившая обитель с великим князем Петром Федоровичем и его женой Екатериной, ставшей императрицей Екатериной II, Павел I и его августейшая супруга Мария Федоровна – весь дом Романовых весьма почитал этот образ.

Тихвинская икона Божьей Матери прославилась не только многочисленными исцелениями от нее. Во время наступления шведов на новгородские земли в 1615–1617 годах и захвата ими Новгорода они пытались разрушить Тихвинскую обитель. Но Сама Богородица стала на ее защиту. Монахов-насельников в монастыре было немного, но атаки хорошо обученных и многочисленных шведских войск каждый раз терпели поражение. В важнейшие моменты сражений шведы то видели сонм святого воинства, то им мерещились многочисленные русские войска, идущие со стороны Москвы, и они в ужасе отступали.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Однако за века происходило неоднократное поновление Тихвинской иконы Божьей Матери более поздними записями, и в 1910 году Комитет попечительства о русской иконописи принял решение раскрыть древний образ и дал о том поручение Г.О. Чирикову, брату М.О. Чирикова (оба – известные московские иконописцы и реставраторы, которым поручались самые сложные работы по реставрации древних икон). Однако к этой иконе Православная Церковь со времени правления царя Михаила Федоровича относилась как святому сокровищу, имея благоговейный страх перед прикосновением к письменному лику древних святынь, и то, что Пречистая не остановила реставраторов, было отнесено к одному из чудес Богородицы.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году. После его ухода из жизни настоятелем собора стал его сын, протоиерей Сергий, который всю жизнь хранил эту величайшую православную святыню, так далеко перекочевавшую из русских земель. Но сохранение исконно русского почитаемого образа на чужбине не было капризом или присвоением иконы, тем более что, будь на то воля Богородицы, она давно уже вернулась бы в Россию. По завещанию архиепископа Иоанна Тихвинская икона Божьей Матери должна была явиться в России тогда, когда вновь будет возобновлен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь, который возник на месте, Ею Самой выбранном.

В 1995 году то, что уцелело от обители – Успенский храм, другие строения, было передано Русской Православной Церкви. Тихвинский Богородицкий монастырь постепенно возродился, приобрел прежнюю силу, и в 2004 году после переговоров Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с представителями РПЦ в Америке икона Богоматери Тихвинская 25 июня/8 июля с великими почестями обрела свое прежнее место, и обитель стала снова одним из важнейших центров русского богомолья.

Какое чудо произошло


иконописец Юрий Кузнецов
Существует множество чтимых списков Тихвинской иконы Божьей Матери , прославленных как чудотворные, и сохранившихся задокументированных свидетельств о происходивших от них чудесах.

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хранится Тихвинская икона, которая прославлена как чудотворная с 1858 года, то есть со времени окончания строительства собора. До того она была родовой иконой семьи Ивановых, в которой после смерти брата сестра его, девица Иванова, не имея средств, продала дом и сняла комнату, а умирая, попросила одного священника взять икону.

Документов на икону не было, и, несмотря на уверение женщины в ее древности и чудотворных качествах, священник не решился взять икону. Таким образом она перешла к другой бедной женщине, по фамилии Востокова, которая зарабатывала на жизнь, читая Псалтирь по усопшим. Как-то она услышала, что в Рязанской губернии сгорела церковь вместе с утварью, и решила отдать туда икону. Но тут к ее племяннице пришла незнакомая женщина и сказала, чтобы та попросила тетку не отдавать икону, а сделать такую же для рязанской церкви, и дала при этом девушке 6 рублей.

В иконной лавке мастер запросил за икону для рязанского прихода 15 рублей, но таких денег у Востоковой не было, и она уж было подумала отдать свою икону в сельскую церковь, но купец тут же согласился сделать копию за 6 рублей, и икона осталась снова у нее.

С этого момента икона стала являть чудотворные свойства – от нее, по молитвам его матери, совершенно вылечился сын домовладельца Ершова, в доме которого жила Востокова, двухлетний Анатолий. Мальчик от рождения не мог ни сидеть, ни ходить.

Осенью 1858 года к Востоковой пришла незнакомка, которая дала ей 6 рублей – снова! – и сказала, чтобы та купила киот к иконе, а на оставшиеся деньги лампадного масла. Та повиновалась, купила все означенное и затеплила перед киотом, в который поставила икону, неугасимую лампаду. Впрочем, перед тем спросила, как зовут доброжелательницу, но та уклончиво ответила, что это неважно, а Господу имя известно.

Постепенно слухи о чудотворной иконе распространились по Петербургу, на убогий чердачок Востоковой потянулись посетители со своими невзгодами и просьбами.

Дочь одного из петербургских дворян, двух лет от роду, также не могла ходить. Ее бабушка, узнав о чудотворной иконе в доме Ершова и исцелении его сына, послала денег на масло перед иконой. Как только масло, купленное на эти деньги, влили в лампаду, девочка обрела способность ходить. Родители, изумленные и счастливые, приехали к Востоковой, чтобы отслужить благодарственный молебен.

Многие люди приносили деньги на масло для иконы, на новую ризу, говорили, когда Востокова отказывалась принять средства, что им были видения, которые подвигали их на это. Другие приходили к Востоковой, чтобы рассказать о чудесах исполнения просьб и дивных исцелений от иконы, хранящейся у нее.



В Великий пост 1859 года у дома Ершова было такое стечение народа, что к дому было невозможно подойти, а некрепкая лестничка на чердак уже была готова обломиться под бесчисленными шагами богомольцев. Тогда Востокова вновь обратилась с просьбой о перенесении иконы в церковь, и тут, видя безусловные чудотворные свойства древнего образа, ей было дано согласие о перенесении иконы в Христорождественскую церковь, которое состоялось 2 марта 1859 года по старому стилю, а 5 марта ее перевезли в Исаакиевский собор.

Среди чудес, случившихся от Тихвинской иконы Божией Матери , что в Исаакиевском соборе, было одно, которое лишний раз указывает, что даже разница в вероисповедании не станет для Богородицы, Вселюбивой Матери человечества, основанием к отказу в помощи. И о том есть свидетельство.

В Петербурге жила семья Левестам, по вероисповеданию они были лютеранами. Главой семьи был доктор медицины, но это никак не помогло тому, что его 16-летняя дочь Екатерина была весьма немощна – много лет она страдала туберкулезом, головными болями и слабой памятью. В 14 лет ее устроили в частный пансион в Гатчине, под Петербургом, а в 16 лет с девушкой случился паралич правой части тела, а затем и левая нога также онемела до полной потери чувствительности. Ничто не помогало. Начались судороги, страдания Екатерины никто не мог облегчить, появились признаки мочекаменной болезни – просто удивительно было, сколько недугов собралось в теле юного существа.

Но надо сказать, что лютеранка Екатерина любила православные обряды и тяготела к православию. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, соблюдала посты. Особенно она молилась, глядя на иконы Богоматери и Николая Чудотворца, которые были в ее комнате, родители приглашали по ее просьбе священника для молебнов.

В 1860 году, по осени, болезнь святого Витта усилилась, припадки и спазмы участились. И однажды, во время недолгого забытья, ей случилось видение: старец–монах, который сказал, что в Исаакиевском соборе есть Тихвинская икона Божьей Матери. Если она поспешит туда, отслужит перед чудотворной иконой молебен, поставит свечи ей и иконе Николая Чудотворца, там же находящейся, и по выходе из церкви подаст всем нищим, то непременно излечится.

Очнувшись, Екатерина рассказала о видении фельдшеру и брату, который прислал за ней карету, отвезшую ее в Петербург. Она тяжелейшим образом перенесла путь, в собор больную внесли на руках почти в бесчувствии. Во время службы она очнулась и даже сидела, впрочем, ее поддерживали. Когда начался молебен, она даже стояла, но ее опять поддерживали с обеих сторон. При чтении Евангелия у нее возникло чувство, будто на нее вылили поток холодной воды. По окончании молебна она самостоятельно подошла к кресту, затем к иконе, приложилась к ней и отошла уже здоровой, хотя и ощущала остаточную слабость в ногах. Приложившись к иконам и раздав милостыню, как ей было указано в видении, она вернулась в гатчинскую больницу, чтобы все увидели ее чудесное выздоровление, а затем вернулась домой к радости родителей.

И таких исцелений, чудесных, невозможных с нашей земной точки зрения было превеликое множество от всех ее многочисленных списков: Тихвинской иконы Богоматери «у западных врат» в Тихвинской обители, Тихвинской-Ополченной, находящейся там же, потому что она была с войсками ополчения во время Отечественной войны 1812 года. Она прославлена и тем, что в битве при Березине тихвинские войска отобрали из рук наполеоновских мародеров, немало награбивших в столице, серебряную ризу, которую те сняли в Москве с Тихвинской иконы Богоматери. Совпадение? Вряд ли. У Бога совпадений не бывает, как и случайностей – тоже. Тихвинские войска побеждали во время Крымской военной кампании в 1855 – 1856 годах, и с ними хранительницей в сражениях была та же Ополченная икона.

Есть чудотворная Тихвинская икона в Борисовской женской пустыни под Курском. Есть в Воскресенской кладбищенской церкви Новгорода, где она была чудесно обретена в 1643 году. Ее явление случилось двум мореходам, Димитрию и Василию Воскобойниковым, во время бури на Балтийском море. Во сне им одновременно явилась Богоматерь и сказала, что они не погибнут, если вернут в Русскую землю Ее образ, который теперь находится в поругании у иноземцев. Братьев, выброшенных после бури на остров Березовый (ныне Биорко), подобрал латинский священник, в доме которого они и увидели ту самую икону, из которой он сделал дверь для кладовой. Они выкупили святыню и отвезли в Новгородчину, отдали там в храм Воскресения Христова, где она находится доныне.

По всей России находятся чудотворные списки: в Тверской, Воронежской, Рязанской областях, под Казанью в городе Цивильске, в Туле, Старой Руссе, Ипатьевском монастыре Костромы, в Суздале в церкви Святого великомученика Дмитрия (этой иконой был благословлен Михаил Федорович на царство матерью своей Ксенией Ивановной Романовой), в Екатерининском греческом монастыре в Киеве и многих других местах.

В Москве находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Алексеевском и Симоновом монастырях, в Афонской часовне у Владимирских ворот, в церкви Св. Николая-на-Щепах, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Все приведенные свидетельства – ничтожная толика из обильнейшего числа известных случаев об избавлениях от самых тяжелых недугов и помощи в самых разных случаях, происходивших по молитве перед этой прекрасной иконой.

Значение иконы

Тихвинская икона Божьей Матери – одна из богородичных икон, с которой связано огромное множество сказаний и свидетельств о чудесных событиях, связанных с ней. Можно с уверенностью сказать, что это – один из образов, через который Сама Богоматерь влияет по воле Господа нашего на русскую историю вот уже в течение шести с лишним веков. Недаром Тихвинская икона, как и Казанская, явленная на пожарище среди военных трудных лет, была написана как Одигитрия – Путеводительница: Сама Царица Небесная вела за собой по Новгородской земле следовавших за ней жителей к месту будущего своего пребывания на реке Тихвинке. Она указала чудесным образом место будущего храма и обители. Да и горел деревянный храм трижды не зря – зная о будущих невзгодах, которые приходили на землю Новгородскую, Богоматерь указывала на то, что храм должен быть устойчивым, каменным. В 1507 – 1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича был построен каменный Успенский собор.

То, что во время Второй мировой войны Тихвинская икона Божьей Матери покинула Россию – по всему также знак воли Пречистой, который был понят и архиепископом Рижским Иоанном и протоиереем Сергием, его сыном, тщательно сохранявшими образ далеко за морем в Свято-Троицком соборе американского города Чикаго. Многие святыни в послереволюционные времена, в послевоенное время были вроде бы утеряны или покинули пределы России, но после возрождения православной веры на Русской земле, с окончанием гонений на веру и возвращением РПЦ храмов и обителей они были вновь обретены или вернулись с чужбины на прежнее место своего первоначального пребывания.

Удивительная история Тихвинской иконы Божьей Матери говорит о том же: икона – это не просто слои грунта и краски, положенные на деревянную основу. Это образ, хранящий в себе живой Первообраз, тонкая завеса, окно в мир, откуда смотрит на нас и Господь, и Богородица, и святые. Окно, через которое горний мир связан с миром дольним и которое открыто для всех, кто молитвенно приготовил себя к этой дарованной нам уникальной для Вселенной встрече.

Русской православной церковью издавна почитается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери –значение ее в становлении православного государства и жизни народа сложно переоценить. История образа тесно связана с судьбой всей страны, в особенности с северо-западными районами. Святой лик до начала 50-х годов прошлого века находился в Тихвине, являясь наибольшей святыней Новгородских земель.

После того как царь Василий III посетил берега реки Тихвины, чтобы узреть чудесную святыню, город до начала ХХ века стал местом паломничества других высочайших особ. За это его прозвали «царским богомольем». Назвав Тихвинскую икону Богоматери «палладиумом России», верующие подтвердили ее силу защитницы, помощницы в воинском деле. Поколения российских воинов отправлялись в бой, имея при себе заветный образ.

Сейчас (с 2004 года) чудотворная икона хранится в Успенском соборе на территории Тихвинского Богородичного монастыря. Празднование православной святыни совершается ежегодно 26 июня (по старому стилю – 9 июля).

Создание Тихвинской иконы Божьей Матери, иконография

Согласно преданию, Тихвинская икона Божьей Матери относится к первым христианским иконам, которые написал евангелист Лука. Особенной ценности придает образу тот факт, что изображение было создано еще при жизни Приснодевы Марии. Художник лично видел, общался с Божьей Матерью.

Образ относится к иконописному типу богородичных икон Одигитрия, что в переводе с греческого языка значит – «указывающая путь» или «путеводительница». Особенностью является визуальная передача не статичных фигур, а обращенных друг к другу в процессе общения Матери с Сыном. Мы видим поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, сидящим на ее левой руке. Правая стопа Христа расположена под левой. Левой рукой Он сжал свиток со священным писанием, а правой – благословляет молящихся. Голова Марии наклонена к Сыну, что является основным отличием написания Тихвинской Богоматери от похожего образа на Смоленской иконе. Иконографическая манера Тихвинской иконы является одной из наиболее торжественных и строгих в православной традиции.

История иконы

После создания иконы Девы Марии (Тихвинской) апостол и евангелист Лука передал светлый лик во град Антиохию, где тогда находился его ученик Феофил. Затем святой образ почти 500 лет находился в Иерусалиме, пока его не обрела византийская императрица Евдокия Константинопольская. Во времена иконоборства святую икону, сохранившую лик Божией Матери, прятали иноки обители Пантократора. Затем полотно стало одной главных реликвий Царьграда. Но однажды образ чудесным образом исчез из хранилища для того, чтобы через время явиться на Русской земле (1383 год).

Обретение образа Богородицы возле речки Тихвинки

Первое летописное упоминание о Тихвине – 1383 год, когда в этой местности людям явился чудесный образ Богоматери. Третья новгородская летопись свидетельствует, что летом в месте (Тихвине), недалеко от Великого Новгорода, появилась икона Пречистой Богородицы Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на ее руке.

Предание повествует, что изображение на дереве передвигалось самостоятельно – «Светозарно» плыло по небу, изредка появляясь перед очевидцами. На Ладожском озере ликом Святой Матери и Младенца любовались рыбаки. Далее образ с лучезарным светом видели в Смолково, Имоченицах, на речке Ояти, Кожели на Куковой горе, на горе над речкой Тихвинкой, на другом берегу реки. Создавалось впечатление, будто ангелы невидимо носят светлый лик по малообжитым местам, землям, еще не принявшим до конца христианскую веру. Всего семь раз икона показывалась людям, а когда те стали молиться – далась им в руки.

«Благоговейные мужи» отправились в путешествие из Тихвина к Великому Новгороду, чтобы оповестить архиепископа и управление города о явлении иконы Богоматери, творимых ею чудесах. После услышанного архиепископ возблагодарил Бога за милость, человеколюбие. А затем известил царствующего московского самодержца. По велению великого князя была устроена первая тихвинская церковь – архиепископ благословил диаконов, священников для нового храма.

Говорят, что обретшие веру сложили венец для нового деревянного храма, но наутро следующего дня увидели чудо – живой образ переместился на другой берег реки вместе с тесаными бревнами и венцом. Матерь Божья подсказала лучшее место для постройки церкви, сама выбрала, где будет ее дом на Руси. Построенный деревянный храм получил имя Успения Богородицы. За свою историю возведенная из дерева церковь несколько раз была охвачена огнем, сама же икона осталась неповрежденной.

Позднее на средства великого князя для поклонения святыне в Тихвине возвели каменный собор (1507-1515). С тех пор чудотворный образ Пресвятой Богородицы стал именоваться Тихвинским.

Присоединение Новгородских земель к Москве (1478), завоевание Константинополя турками (1453 год), чудесное обретение Тихвинской иконы Божией Матери стали трактоваться по-новому. Святыня оставила Рим и второй Рим (Константинополь) за попрание благочестия, падение морали, сменив их на истинно христианский народ – Святую Русь (ставшую отныне третьим Римом). Икона стала символом централизованной державы Россия, подтвердила ее особую миссию перед Богом.

Почитание иконы

Уже XVI век превращает Тихвин в широко известное место христианского паломничества и богомолья. Храм посещают царственные особы:

  • Василий III в сопровождении архиепископа Макария.
  • Сын Василия III, Ивана IV также с архиепископом Макарием.
  • Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на царство до начала Казанского похода.

Повелением Иоанна Грозного в Тихвине основывают Богородичный Успенский мужской монастырь (1560). Царь возводит почитание святыни на новый уровень. Считает ее своей покровительницей, заступницей. Во время похода на Казань (1552) на реке Пьяне Иоанну явился чудодейственный образ Тихвинской Богоматери, который укрепил его на одоление вражеских сил. После похода царь основал здесь монастырь, подарив ему список с чудотворной иконы, написанный в Тихвине.

Появление новой династии русских царей Романовых также было связано с Тихвинским образом Богородицы. В Ипатьевском монастыре города Кострома Михаила Федоровича благословила на царство мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы.

По 24 раза каждый год совершались крестные ходы с Тихвинской иконой Божьей Матери. Образ богато украсили золотой ризой, повесили перед нею золотую лампаду. До октябрьского переворота монастырь был богатым и процветающим.

Новые времена

1920-й стал годом закрытия Успенского мужского монастыря. Икону передали в Тихвинский краеведческий музей в качестве экспоната, где она не изучалась, находясь до 1941 года. Во время оккупации Тихвина немецкими войсками (ноябрь 1941 года) образ был отправлен в Псков, передан Псковской духовной миссии. Там он находился два года, где его каждое воскресенье передавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Весной 1944 года икона попала в Ригу, затем оказалась в Либаве, Яблонец-над-Нисоу, американской зоне оккупации Германии.

После длительных странствий чудотворный образ перевезли в Свято-Троицкий собор города Чикаго (1950 год). Настоятель Рижский Иоанн и его приёмный сын протоиерей Сергий посвятили свои жизни служению, сохранению иконы. Завещание, оставленное архиепископом Иоанном, гласило, что иконописное изображение Тихвинской Богоматери может быть возвращено в Россию только после полного возрождения ее места сохранения – Тихвинской обители.

Возвращение в Тихвинскую обитель

С духовным возрождением православной Руси, обращением к вечным ценностям в 1995 году Тихвинский монастырь был возвращен в лоно Церкви. Успенский собор восстановили, освятили. 2004 год ознаменовался важным событием для православной веры и христиан – Тихвинская святыня с почетом вернулась на свое исконное место – в мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. На пути следования образ выставляли прихожанам православных храмов.

Списки Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона, как и ее многочисленные списки, знаменито чудесными спасениями, исцелениями, ратными делами. Чудотворный список образа находится на сохранении Успенского собора Московского Кремля. Копии святого лика почитаются и в других храмах, например:

  • Троицкий собор;
  • храм Богоматери (Сущево);
  • женский Новодевичий монастырь;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • храм Благоверных князей Глеба и Бориса (Зюзино);
  • церковь Спаса Преображения (Богородское).

Старинные списки иконы утешают православных не только России, но и далеко за ее пределами. Одна копия находится в храме Сергиевского подворья города Париж. В 2007 году точный список Тихвинской Богородицы обрели Мурманская и Мончегорская епархии (с. Варзуга на Терском берегу Белого моря). Икона имеет драгоценную ризу, не уступающую по красоте окладу оригинала.

Чудеса образа Пресвятой Богородицы (Тихвинской)

Чудеса, творимые иконой и списками Тихвинской Богородицы, за всю историю ее существования привлекают христиан со всего мира, вселяют веру и надежду на ее помощь в делах:

  • Генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крупного военачальника, сподвижника Петра Великого, образок Тихвинской иконы спас от вражеской пули во время Полтавского боя. После этого генерал основал Борисовский Тихвинский женский монастырь. Его потомки чтили икону и подносили ей богатые подарки.
  • С чудом, сотворенным иконой, связывают освобождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря от завоевания шведами (1613 год) под командованием генерала Делагарди. В это время послушнику монастыря Мартиниану явилась Божия Матерь. Ее сопровождали Николай Угодник, Варлаам Хутынский, Зосима Соловецкий. Монаху было сказано, чтобы тот передал всем людям – Богородица умолила Своего Сына об избавлении от врагов, победа близка. Шведы бежали так, как были сломлены духовным затмением – им привиделось несметное русское войско.
  • Список Тихвинской иконы «Ополченная» стал защитой для тихвинских ополченцев Отечественной войны 1812 года. Благодаря ей многие из представителей дворянства не пострадали «ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней», несмотря на участие во многих битвах.
  • По преданию, во время Великой Отечественной чудотворная икона Тихвинской Богородицы спасла Москву. Она была взята на борт самолета, а затем обнесена вокруг столицы. После богослужения начался разгром фашистов под Москвой.

Не оставляет своей милостью Тихвинская Пресвятая Дева простых людей. Помогает исцелиться, получить желанное. Появление образа всегда сопровождалось многочисленными чудесами. Просить о помощи могут только истинно верующие люди. Они обращаются к святому лику Пречистой Девы Марии с чистым сердцем, всецело уповают на Ее благость. Желательно, чтобы этот образ всегда находился в доме, он защитит жилище от неприятелей, непрошеных гостей, поможет сохранить семейный очаг, убережет детей.

Искренняя чистая молитва перед Тихвинским образом действительно творит чудеса: верующие избавляются от страшных болезней, которые мучили их годами, женщины, страдающие бесплодием, рожают здоровых малышей, слепые – прозревают. Просите исцеления, молясь перед Тихвинской иконой.

С чем можно обращаться к иконе

  • Издавна Тихвинской иконе молились матери – Пречистая Богородица покровительствует младенцам, защищает их. Коленопреклоненно женщины просят для своих детей послушания, усмирения, дарования добрых друзей, ограждения от злых помыслов, соблазнов современной жизни, успокоения тревожных и беспокойных младенцев.
  • Икона дарует разуверившимся женщинам счастье материнства, к ней часто обращаются при проблемах с зачатием. Чудотворный образ Матери Иисуса берут с собой на роды для облегчения страданий.
  • Написанные на иконе Богоматерь и Иисус Христос помогают в укреплении душевных сил, лечении депрессий, расстройств, нервных припадков, эпилепсий, параличей.
  • Икона издавна защищала народ от завоевателей, разбойников, даровала помощь и победу при защите своих земель. Поэтому ее заступничество способно сберечь покой, целостность дома, отвернуть от порога непрошеных гостей, недоброжелателей, завистников, посягателей. Эта икона – надежный, сильный оберег семьи и жилища.
  • Советуют, перед тем как принять важное жизненное решение, приложиться к образу Тихвинской Богоматери. Святая икона защитит от интриг, козней, убережет от обмана.

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году

"Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость ".

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевавший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы безстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на таком торжестве, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения кроме Богоматери с Предвечным Младенцем изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курско-Корнная, Серафимо-Понетаевская и другие. Особенностью Курской Коренной является изображение младенца с покровенными руками.

В новгородской истории обретения иконы занимательно, как Богородица избирает поддерживаемую ей ратную сторону. Ведь полутора десятками лет прежде она являлась под Владимиром самому Андрею Боголюбскому, после чего по заказу князя была написана икона Богородица Боголюбивая. Здесь же, при Новеграде, Богородица оказалась на стороне, противной сыну Андрея Боголюбского. Если следовать линейной логике, мы вправе были ожидать Ее покровительства отпрыску князя Андрея. Ан нет!

Каков вывод? Даже если яблоко от яблоньки падает недалеко, то все равно древо и его плод - не суть одно. Святость отца не исключает сыновней греховности. Всяк проходит свой путь. Ответственность - индивидуальна. Более того, думается, что если бы и сам Андрей Боголюбский вознамерился осуществлять какое-то не угодное Богу деяние, с него было бы снято высшее покровительство. И так же, как Богородица выступила в Новгороде против его сына, выступила бы против него самого. Кто знает, быть может, насильственная смерть, которую принял князь Андрей в своем родном Боголюбове, и есть свидетельство снятия защитительного покрова?

Икону "Знамение" ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский, потом, в 1944 году ставший Патриархом Всея Руси. (И дико, и странно нам сейчас слышать два имени одного города - Ленинград и Петербург... Иностранцу так и вовсе не объяснишь, отчего так, о каких таких "разных" городах идет речь, отчего Санкт-Петербург теперь является столицей Ленинградской области? Но это - наша родная история, наша общая, пусть и трагическая, песня, из которой, как сказано, слова не выкинешь. Однако нет ли в соединении этих двух, мягко скажем, противоречивых имен - Петра и Ленина - провиденциального для русской (Всемирной) истории смысла?..)

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

Икона Курско-Коренной Божией Матери "Знамение" , являющаяся одной из величайших святынь Русского Православия, с 1726 года пребывала в Знаменском соборе Курска и лишь на две недели в году выносилась в Коренную пустынь. С 1806 года по Именному Высочайшему указу она пребывала в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12/25 сентября, а в Знаменский монастырь Курска возвращалась на остальную часть года. Курской сия святыня была названа по месту преимущественного нахождения, а Коренною - по месту ее обретения.

Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход богомольцев со всего Курского и Белгородского края (в иные годы сбиралось до 40-50 тысяч человек) в пустынь и обратно в Курск представлял собой мощный духовный соборный акт, а также величественное зрелище. Запечатленное, в частности, на знаменитой картине чугуевца Ильи Репина "Крестный ход в Курской губернии". В Коренной пустыни теперь находится один из списков (похищенный из Знаменского собора Курска и вновь обретенный в этом году), а оригинал - в Знаменской церкви Нью-Йорка, США. Месяц в году икона пребывает в Новой Коренной пустыни (около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка), в бывшем загородном имении князя и княгини Белосельских-Белозерских.

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 г. инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки. Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.

Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено около 70 случаев исцеления.

А молятся иконе "Знамение" так:

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных.

Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Согласно древнему сказанию, чудотворная Тихвинская икона Божией матери была написана святым апостолом Лукой в жизненные годы Девы Марии и переслана им с Евангелием в Антиохию. В V веке икону помпезно переместили в Константинополь, где в честь нее воздвигнут Влахернский храм, который впоследствии стал хранилищем важнейших святынь Византии.

В 1383 году икона непостижимым образом исчезла, что посчиталось предзнаменованием краха Византийской империи, которая пала в 1453 году от турок-османов. Но в том же году произошло чудо - икона объявилась на Руси. Изумленные рыбаки, промышлявшие в Ладожском озере, увидели ее парящей над водами озера. И вот она снова появляется в окрестностях того же озера!

Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал наконец-то себе богоугодное - около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, и день ее празднества стал 26 июня (9 июля).

После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина. После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия.

Находится в Храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском , г.Москва.


 

 

Это интересно: