→ Религиозный обряд: как совершать, отличия от верований, появление христианства. Церковные обряды: виды и значение Роль обрядов в разных религиях

Религиозный обряд: как совершать, отличия от верований, появление христианства. Церковные обряды: виды и значение Роль обрядов в разных религиях

Приведут в соответствие с Конституцией РФ . Министерство юстиции РФ уточнило места, где можно проводить религиозные обряды. Ведомство подготовило проект соответствующего закона. Документ устанавливает, какие действия относятся к религиозным обрядам и где они могут проходить без согласования с властями.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ . В соответствии с поправками пункт 1 предлагается изложить в следующей редакции:

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Кроме того, в пункте 2 детально прописано, где можно проводить церемонии:

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях

При этом в законопроекте уточняется, что публичные религиозные обряды и церемонии в других местах проводятся исключительно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ или с органами МСУ.

Поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» вносятся в соответствии с постановлением Конституционного суда . Судебная инстанция признала положения документа не соответствующими Основному закону . Жалоба поступила от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 26. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.



Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий.

При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность.

Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности.

Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 27. Благотворительная и информационная деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Духовные учебные заведения

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений.

Статья 29. Международные связи и контакты

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Право собственности религиозных организаций

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Государство может предоставлять религиозным организациям льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 31. Пользование имуществом, находящимся в собственности юридических и физических лиц

Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Религиозные обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы

На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.

Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.

Ритуалы современного индуизма

Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.

В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.

Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.

Буддизм и его ритуалы в современном мире

Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.

В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.

В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.

В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.

Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.

В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.

Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.

Пасха

Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.

Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.

С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.

У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.

На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

автора Бакленд Рэймонд

Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды? В 1832 году конгресс США принял закон, обязывающий каждого американца один день в году поститься и молиться. Первые же несколько лет показали, что почти никто этот закон не соблюдает. Его не отменили, но поститься и

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Религиозные обряды Как и в средневековой Европе, где все праздники были религиозными торжествами или днями святых, у майя все празднества, как и почти все остальные стороны жизни, прочно ассоциировались с религией. Ярмарки, фиесты, гулянья и религиозные церемонии были

Из книги Викинги [Быт, религия, культура (litres)] автора Симпсон Жаклин

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции автора Бакленд Рэймонд

Из книги Богословско-политический трактат автора Спиноза Бенедикт Барух

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

Поучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу) I. Преп. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Жил в VIII веке при иконоборце Льве Исаврянине и много

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

5.1. Местная религиозная организация вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

5.2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:

В культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

В зданиях и сооружениях, принадлежащие местной религиозной организации на праве собственности или предоставленных ей на ином имущественном праве для осуществления ее уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

В помещениях, принадлежащих местной религиозной организации на праве собственности или предоставленных ей на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

В помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданной местной религиозной организацией;

На земельных участках, принадлежащих местной религиозной организации на праве собственности или предоставленных имей на ином имущественном праве;

В местах паломничества;

На кладбищах;

В жилых помещениях.

5.3. Местная религиозная организация вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Проведение религиозных обрядов и церемоний в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

5.4. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

5.5. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как служителей и религиозного персонала местной религиозной организации (как участников религиозных обрядов и церемоний), так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

5.6. Местная религиозная организация осуществляет следующие религиозные обряды и церемонии:

1) Имянаречение;

3) Маджлисы ифтар в месяц Рамадан;

4) Маджлисы по памяти умерших (3,7, 40 дней) (годовщина);

5) Маджлисы жертвоприношения в месяцы Зуль-аль-Хиджа, праздник Курбан-Байрам, дни ташрик- 3 дня после Курбан байрам;

Религия не только дарует человеку надежду на помощь высших сил, на загробную жизнь и служит одной из форм общественного сознания. Религия создает определенные моральные устои общества, определяет грани добра и зла, учит нравственности и уважению к ближним. Кроме того, каждый тип вероисповедания накладывает на своих последователей определенные обязательства, требует соблюдения канонов, выполнения ритуалов, и обрядов, соответствующих тому или иному событию в жизни человека.

Типы религий и характерные для них ритуалы, обряды и обычаи

Самой древней из всех форм религий является иудаизм, который возник в древней Палестине. Для иудаизма характерно неукоснительно соблюдение обычаев, нарушать запреты нельзя ни в коем случае, при достижении определенного возраста всем мальчикам обязательно должно быть сделано обрезание. Один из главных запретов касается пищи – евреям категорически запрещено есть мясные продукты кошерного происхождения, то есть мясо животных, конечности которых оканчиваются раздвоенным копытом. Необычайно красивы свадебные ритуалы иудеев, а погребальные обряды тронут за душу даже тех, кто не имеет никакого понятия об этом типе вероисповедания.

А вот ислам считается самой молодой мировой религией, дата его первого упоминания в исторических летописях – это VII век нашей эры. Приверженцы ислама свято почитают пророка Мухаммеда, ежедневно совершают так называемый намаз, то есть произносят молитву пять раз в день, считают своим долгом оказывать помощь бедным. Особенности этого вероисповедания в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жен, причем даже другой веры, а вот женщина-исламка обязана выходить замуж только за . Истиные почитатели ислама никогда не пьют спиртного, один раз в год соблюдают строжайший пост, так называемый рамадан, и совершают хадж – паломничество в Мекку.

Христианство – этого вероисповедания придерживается большинство людей. Христианская вера делится на католическую и православную и каждая из них имеет свои обычаи и ритуалы, некоторые из них схожи, а некоторые абсолютно противоположны. На фоне этих разногласий не один раз возникали войны, в ходе которых брат убивал брата, а сын – отца. Но для обоих направлений характерно соблюдение таких обрядов, как обряд крещения, причастия, венчания, регулярное покаяние в грехах своих. Все ритуалы проводятся священнослужителями и обязательно закрепляются омовением или орошением святой водой.

Самые необычные религиозные ритуалы

Но на особенности проведения ритуальных обрядов большое значение накладывают и обычаи, характерные для того или иного этноса, народности.

Например, в одном из индийских штатов исламисты сбрасывают новорожденных с довольно храма на растянутое внизу тряпичное полотнище и свято верят в то, что это ребенку здоровья.

В Шотландии католическую невесту в ночь перед бракосочетанием обязательно тухлыми яйцами, патокой и мукой – этот ритуал служит залогом счастья и благополучия будущей семьи.

У некоторых народов христианской веры до сей поры принято использовать во время причастия настоящую кровь, а у некоторых африканских народов женщина, согласно религиозному обычаю, за каждый год семейной жизни получает металлическое кольцо на шею. Но вот в случае ее измены мужу все кольца снимают, и шея женщины просто ломается.

 

 

Это интересно: