→ Советы для студентов 1 курса. Первый день в университете: как себя вести. Относитесь ко всему проще

Советы для студентов 1 курса. Первый день в университете: как себя вести. Относитесь ко всему проще

Приветствуем вас на сайте "Технофайл"!

Технофайл - чертеж, 3D модель, курсовая работа, расчетно-графическая работа, методичка, учебник, ГОСТ, лекции, программа, т.е. любой технический материал.

Итак, первый этап - поступление в технический вуз - пройден. Однако расслабляться рано. Практика показывает, что большинство студентов "валятся" именно в первом-втором семестрах. Почему так происходит? В первую очередь это связано с тем, что новоиспеченный студент, предполагая, что учеба в вузе ничем не отличается от учебы в школе , не может адаптироваться к новым условиям. Первокурсник пропускает лекционные занятия, контрольные работы с расчетом, что перед экзаменами догонит остальных, сдав всё в последние дни. Стоит отметить, что этот вариант в ряде случаев срабатывает, однако лучше в течение всего семестра стабильно учиться (это и будет вашей подготовкой к сессии ), чем полагаться на "авось".

Теперь коротко приведем несколько основных советов, которые могут вам помочь подготовиться к первой учебной сессии.
1) Старайтесь присутствовать на всех лекциях. Если на занятиях будете сидеть в первом ряду преподаватель наверняка вас запомнит. Присутствие на первой парте в две последние недели семестра при отсутствии на всех предыдущих лекциях вряд ли улучшит ситуацию.

2) Сдавайте лабораторные, контрольные работы (чем раньше, тем лучше). Это даже важнее, чем присутствие на лекциях, ведь иначе не допустят к экзамену. К тому же, если практику ведет тот же препод, что принимает экзамен, он уже будет знать, насколько хорошо вы знаете его предмет. Защита лабораторных, расчетно-графических работ обычно проходит по 2 схемам:
а) Берете препода измором (пробуете защититься по несколько попыток за день, ловите преподавателя во всех возможных местах его пребывания, вплоть до туалета);
б) Основательно осваиваете материал и давите авторитетом (полученными знаниями)
Часто бывает необходимо сочетание этих способов. То есть не давите авторитетом в туалете, а готовитесь к защите с учетом того, что с первого раза можете и не сдать.

3) Прочитывайте лекции , если хотите получить повышенную оценку. Это трудно, нудно, но многим помогало.

4) Отпрашивайтесь у преподавателя , если не можете присутствовать на следующем занятии. Возможно, он разрешит написать вам контрольную с другой группой, если причина покажется ему уважительной.

5) Не забывайте, что самые сложные предметы по которым на первой сессии отсеивают большинство студентов - физика, высшая математика, начертательная геометрия . Этим дисциплинам нужно уделять больше внимания. Даже если учебный материал дается вам не так просто, как однокурсникам, не отчаивайтесь. Преподаватель может быть тронут вашим упорством в изучении его предмета, а не знаниями, полученными вами еще со школы (ведь его заслуги в этом нет).

Проживание в общаге таит в себе определенный колорит, который сделает ваши студенческие годы незабываемыми. Ну а трудности, с которыми вам обязательно придется столкнуться, вы с легкостью преодолеете, если внимательно прочитаете данную статью. Сегодня мы расскажем вам, как адаптироваться к новым условиям жизни и дадим несколько универсальных советов, благодаря которым вы быстро привыкните к новому статусу студента.

Первое время после поступления в институт вчерашние школьники прыгают от счастья. Но с приближением первого сентября их начинает охватывать тревожное волнение. Ведь ВУЗ – это не школа, и за неуспеваемость здесь не родителей вызывают, а просто отчисляют. Пугает молодых людей и предстоящая "насыщенность" лент. Кажется, что в институте им предстоит дневать и ночевать.

И если с напряженностью графика учебы еще как-то можно справиться (ну в самом деле, и в школе тоже бывали напряженные деньки, когда спать приходилось всего пару часов в сутки), то переезд в незнакомый город и перспективу проживания в общежитии многие первокурсники воспринимают с ужасом. Однако не спешите паниковать. Проживание в общаге таит в себе определенный колорит, который сделает ваши студенческие годы незабываемыми.

Ну а трудности, с которыми вам обязательно придется столкнуться, вы с легкостью преодолеете, если внимательно прочитаете данную статью. Сегодня мы расскажем вам, как адаптироваться к новым условиям жизни и дадим несколько универсальных советов, благодаря которым вы быстро привыкните к новому статусу студента.

Что нужно знать первокурснику


Начнем мы с нескольких универсальных советов, которые помогут вам прожить первый курс университета с минимальными потерями.

Ну а теперь, давайте погорим о жизни в студенческом общежитии .

Виртуальная экспедиция в общагу

После стольких потраченных нервов, усилий, может быть, даже слез, экзамены и поступление остаются позади, хочется расслабиться и насладиться заслуженным и долгожданным летним отдыхом. И это вполне можно сделать, если вы будете учиться в родном городе, а жить в привычной обстановке своего дома. Если же вам предстоит переезд в другой город и веселая жизнь в общежитии, то самое время побольше узнать о будущем временном доме. И для этого совсем не обязательно лично ехать в общагу.

Практически все современные ВУЗы имеют свой сайт, где обязательно указывается информация и для тех, кому требуется общежитие. В соответствующих разделах, как правило, можно найти не только «деловую» информацию: важные имена и вопросы по ордерам, справкам и спискам. Достаточно часто публикуются фотографии общежитий , их внутренних комнат и коридоров. Поэтому вы можете не выходя из дома узнать, как именно будет выглядеть ваше новое жилье, и, таким образом, не стать жертвой обманутых ожиданий.

Кроме того, чтобы узнать о реальном положении вещей можно попытаться связаться с нынешними жильцами через социальные сети. Пообщайтесь с ними поближе, и они с радостью ответят на все вопросы по поводу заселения и внутреннего распорядка, расскажут подробнее про обстановку. Если вам повезет, вы даже заранее сможете найти себе соседей.

Корзина, коробка, картонка…


Что следует привозить из дома, что лучше всего купить на месте, а с чем вообще лучше распрощаться до лучших времен?

Прежде всего, многое зависит от расстояния. Если вам требуется проехать около 700 км на поезде, то много багажа, естественно. Вы с собой не возьмете. Если вам предстоит преодолеть всего лишь 150 км да еще и на своей машине, то вы, конечно же, сможете позволить себе намного больше. Но не забывайте и про то, что жить вы будете с соседями, а места в комнате не так уж много.

Берите только вещи первой необходимости, глупо заранее вести то, что продается в соседнем магазине. Минимум посуды, белья, одежды и книг, в идеале все должно умещаться в один дорожный чемодан. Лучше прихватить еще и небольшую аптечку. Для учебы можно приобрести удобный портативный гаджет: планшет или ноутбук.

«Основу» (матрас, подушку, одеяло), как правило, выдают на месте. Чайник и постельное белье, за редким исключением, вы тоже получите уже в общежитии. О тяжелой технике вроде холодильника и микроволновой печи тоже не стоит беспокоиться: возможно, вас поселят к студентам старших курсов, где все уже будет или, что скорее всего, в комнате вас будет поджидать «наследство». В самом крайнем случае, вы сможете приобрести технику в складчину (разделив стоимость покупки со своими соседями) – так и дешевле, и разумнее.

Четко расставьте приоритеты

Когда вы отправляетесь в общежитие, желательно заранее знать, чего именно вы хотите. Вы едете туда затем, чтобы завести друзей, или прилежно учиться, или стать независимым, или просто отдыхать и гулять – в зависимости от своих приоритетов ищите солидарных соседей. Таким образом вам проще будет и комнату на свой лад обставить, и скандалов потом избежать.

Но в любом случае помните, общага место шумное, поэтому вам придется смириться с некоторыми вещами, которых вы не сможете изменить. Привыкайте к ночным бдениям за стенкой, веселым гулянкам и небольшой замусоренности вокруг. Умение ладить с людьми и терпение – вот то, что пригодится вам больше всего.

Обустраивайте свой мир!

Вы приезжаете в общежитие не на один день и не на одну неделю. Отныне это ваш дом. Следите за чистотой своего нового жилья, ведь самостоятельность предполагает не только независимость от родителей, но и повышенную ответственность. Создавайте уют вокруг себя: повесьте крючки под одежду, расставьте по полкам любимые фотографии и игрушки. Все может быть обустроено просто, но со вкусом. Полюбите свой новый дом, и будьте готовы совершенствовать его день за днем. Тогда и учеба в ВУЗе не будет казаться такой тяжелой, да и отсутствие заботливых родителей, готовых поддержать в любой трудной ситуации, не будет восприниматься так катастрофически.


Как выжить на 1 курсе?

Сейчас, когда закончился головокружительный этап вступительной кампании, будущих первокурсников ожидает не менее нервное время подготовки к новой, студенческой, жизни.

Без помощи профессионалов здесь не обойтись. Корреспондент портала сайт обратился за советами к ректору одного из самых престижных вузов Украины - Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Владимиру Владимировичу Ризуну .

Добрый день, Владимир Владимирович. Какие наставления Вы могли бы дать вчерашним абитуриентам? Как им быстро влиться в коллектив? Как избавиться от школьной системы образования и начать новый, более серьезный, процесс добычи знаний?

Любая профессия требует освоения новых знаний и умений, предполагает приобретение новых личностных качеств и отказа от каких-то особенностей своего детского поведения.

Все зависит от того, приобрел ли ты в школе умение учиться и понимание необходимости этого. Кто раньше трудился, тот и дальше будет стараться. Таким студентам будет легче всего. Но не стоит расстраиваться, если это умение не совсем развито. Учись учиться - и все будет хорошо!

Я бы не советовал избавляться от школьной системы образования, если под этим понимать упорство в овладении новыми знаниями, усидчивость, желание познавать. Чем это плохо? Но также нужно овладевать современной технологией добычи знаний.

По поводу коллектива - все образуется само по себе. Не надо торпедировать процесс «коллективизации» своего «я». Живи проще, живи так, как тебе удобно, оставаясь при этом нормальным, порядочным, интеллигентным человеком. Вот если с этим проблема, то тут уж и не знаю, что делать: значит, ты попал не в свою среду, ведь университет - это сообщество тебе подобных. Пришел в монастырь, помни, что там есть свой устав, выработанный историей университетской идеи.

Какие искушения ждут первокурсников, особенно иногородних, которые вырвались из-под родительского крыла и начали самостоятельную «взрослую» жизнь? Как не поддаться этим искушениям?

Первокурсника, особенно иногороднего, ждет искушение абсолютной свободой! Создается иллюзия, что в городе ты - вольная птица.

А ответственность ходит по пятам, просто мы о ней не думаем и ее поначалу не замечаем, потому что заслеплены свободой. И как становится обидно, когда (казалось бы!) все так было хорошо и просто: я взрослый, сам все решаю, хочу иду в универ, хочу не иду. Красота! А тут взяли и отчислили из этого универа, не предупредив. А кто тебя и почему должен предупреждать: никто ведь не тянул за веревочку в вуз.

Отношение до предела просты и понятны: пришел учиться - учись, не хочешь учиться - уходи. Есть проблемы - предупреди, тебя выслушают и постараются понять. Не поняли - значит плохо объяснил (это тоже твоя проблема и ответственность).

Как Вы считаете, с какого курса студенту нужно начинать работать по профессии? Необходима ли практика с первых дней учебы?

Работать надо постоянно. Учеба - это начало трудовой деятельности, которая, кстати, записывается в трудовую книжку.

Если ты себя на первом курсе считаешь профессионалом и тебя таким воспринимают на работе, - трудись. Ты приобретешь практические навыки, но потеряешь в знаниях. И выйдет такой себе необразованный отличный практик-профессионал. Подобные кадры тоже нужны производству. Они не требовательны, потому что многого не понимают; они легко управляемы, потому что не видели других моделей профессиональной деятельности (не успели их изучить!).

Мой совет: надо не работать, а подрабатывать, обучаясь. Это тяжело совмещать, и если не получается, лучше откажись от трудоустройства, работа не волк - в лес не убежит! Все равно на фоне многих десятилетий работы четыре года учебы - это так мало настоящей радости познания! Чего спешить? Зачем себе отказывать в студенческой жизни? Ведь она так коротка и быстротечна! Студенчество ведь не только учеба - это совместные молодежные, волонтерские проекты, это тусовки, это общение и встречи с интересными людьми, и не только в своей профессии. Вообще-то, я советовал бы не работать по профессии, а познавать жизнь. Поясню на примере журналистов: если в будущем желаешь писать о медицине, пойди работать санитаром; если интересует политика, ступай трудиться кем-то в какой-то политической силе.


Уверена, что преподаватели в качестве причины, по которой студент не сделал домашнее задание либо не явился на пару, довольно часто слышат в ответ - «я работаю». Это весомый аргумент или наличие места работы (даже по профессии) - личные проблемы студента и никаким образом не должны влиять на образовательный процесс?

Это не аргумент. Преподаватели тоже подрабатывают, но они не говорят: я не пришел на пару, потому что был на другой работе. Надо учиться все успевать.

Что Вас неприятно удивляет в сегодняшних студентах?

Боже упаси, никаких неприятных удивлений от нынешней молодежи! Студенты как студенты! Можно говорить о конкретных случаях (но это было всегда): неприятно, иметь дело с человеком, который не понимает, зачем он пришел в университет.

Очевидно, во время этой вступительной кампании не все смогли «пробиться» в выбранный вуз. Что Вы посоветуете таким абитуриентам? Есть ли смысл терять год и пробоваться еще раз, либо лучше уже пойти в другое, не такое престижное, учебное заведение и получать профессию там?

Надо добиваться своего. Можно пойти в другой вуз на эту же специальность, а через год перевестись туда, куда хотел.

Как Вы считаете, положительно ли влияет доступность Интернета и разнообразных гаджетов (ноутбуков, электронных книг, планшеток) на образовательный процесс? Ведь с одной стороны, информации стало больше и, соответственно, учиться легче, а с другой - теперь запросто можно скачать любой реферат, не прилагая к этому никаких усилий.

Нельзя говорить, положительно влияет Интернет на образовательный процесс или нет. Это данность, это новое время, которое воспитывает поколение, предлагая новые технологии образования. Мы живем в этом интернетовском мире и иного не дано. Поэтому инновационными технологиями надо овладевать. Но дело не в технологиях, а в целях: хочешь быть профессионалом - используй все методы для достижения этого.

Есть ли смысл в домашних заданиях-рефератах, если большинство из них можно запросто скачать?

Такая работа уже неэффективна.

Как Вы считаете, может ли обычный ридер (электронный учебник ) заменить тысячи учебников? По Вашим личным наблюдениям, начинают ли студенты отказываться от бумажных книг в пользу гаджетов (технических устройств). Не протестуют ли против этого преподаватели, разрешают ли пользоваться на парах электронными устройствами?

Естественно, ридер удобен для чтения в случае, если существует возможность доступа ко всем книгам. Но ведь не все они оцифрованы, поэтому надо читать обычные учебники. Я не вижу здесь проблемы. Проблема, возможно, в лени (это же в библиотеку нужно пойти)? А что, до электронной эпохи не было ленивых?
У нас и преподаватели используют электронные средства. И ничего здесь удивительного нет!

Какие книги Вы любили читать в подростковом возрасте? А сейчас? Как Вы считаете, должен ли тинейджер читать сейчас то же, что и Вы читали в детстве? Другими словами, для каждого поколения - свои книги, или есть то, что будет актуальным всегда?

Я читал в детстве сказки, в школе учебники и необходимую литературу. Затем литературу по специальности. А разве надо читать как-то иначе? Интересовало ли меня что-то кроме необходимых источников информации? Конечно. Читал то, что интересовало, если было время. Естественно, для каждого поколения - свои книги (в плане интереса).

Советы принимала Юлия Майок


Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

Вот и настал долгожданный счастливый момент для недавнего выпускника средней школы - начались занятия в вузе. Но как вести себя на первом курсе новоиспеченному студенту? На что обратить внимание? Как не допустить досадных ошибок и не быть отчисленным после первой же сессии? Как провести с максимальной пользой предстоящие четыре-шесть лет учебы?

  1. Сразу четко сказать себе: я отвечаю за себя, за свое настоящее и будущее. С полной ответственностью относиться к своим обязанностям и открывающимся в связи с поступлением возможностям. Теперь спрос будет с новоявленного студента, а не с родителей. Не могу, не получится, слишком много нужно изучить в короткий срок и прочее в том же духе - это настрой вчерашнего школьника. А первокурсник - взрослый человек и должен уметь быстро перестроиться и стараться впитывать нужную информацию в огромных объемах, как губка.
  2. Не расслабляться, с первого дня активно включаться в серьезную учебу. Раскачиваться, привыкать, втягиваться в новый процесс обучения некогда. Ежедневно учить, разбираться в непонятном, искать дополнительную информацию. Только в вузе можно свое время полностью посвятить образованию и становлению как успешного профессионала. Библиотеки должны стать вторым домом.
  3. Узнать, какие дополнительные возможности для повышения уровня образования предоставляет вуз (выучить еще один язык, подготовиться к сдаче его на международный сертификат и т.д.). Обычно работают многочисленные курсы, факультативы, научные общества, семинары позволяющие студенту расти интеллектуально и профессионально.
  4. Добросовестно посещать лекции, внимательно слушать, записывать. Кто-то удивится, зачем говорить о том, что и так само собой разумеется. Затем, что некоторые приходят, чтобы поспать после бурного отдыха или заняться своими «важными» делами. Некоторые ухитряются отметиться и уйти во время перерыва. Спрашивается, зачем поступали в вуз? Чтобы отдыхать, хвастаться количеством прогулов?
  5. Тщательно готовиться к семинарам, практическим работам, принимать в них активное участие. На таких занятиях первокурсник имеет возможность проявить свое рвение в стремлении освоить профессию, индивидуальность, зрелость мышления, взглядов, умение получать новые знания, анализировать и излагать их, применять в действии. Свои наработки активно оформлять в статьи, научные рефераты, печатать.
  6. Подробно узнать о правилах поведения, традициях, установленных в вузе, и соблюдать их.
  7. Проявлять инициативу, активно участвовать во неучебной деятельности вуза: шахматных турнирах, спортивных соревнованиях, творческих студенческих объединениях.
  8. Всемерно стараться устанавливать дружеские отношения с однокурсниками, общаться, помогать, если просят. Это люди одной профессии, а значит будущие партнеры и конкуренты. Поэтому важно налаживать с ними конструктивные, дружеские отношения.
  9. Ставить правильные цели. Успешно сдать зачет, сессию - это не цель, а скорее подтверждение серьезности намерений студента стать отличным специалистом. Цели должны быть масштабные, долгосрочные, работающие на успешное будущее, например, как можно больше получить разнообразных знаний по профессии, пройти стажировку на современном объединении, заводе и т.д.
  10. Внимательно проанализировать возможные перспективные предприятия, объединения, организации, куда бы можно было устроиться на работу уже во время учебы в вузе. Пусть на полставки или вообще бесплатно - зато появляется возможность приобрести неоценимые знания, практические умения, навыки, которые потом помогут быстро освоиться в профессии, а также завязать полезные знакомства. Не исключено, что после вуза там интересно будет и остаться работать.

Первый курс очень ответственный, интересный, насыщенный. Его нужно выдержать с достоинством.

 

 

Это интересно: