→ Трагедия в римском метро. рассказ очевидца – болельщика цска (видео). Трагедия в детском лагере: что произошло в Карелии Что произошло в карелии 18 июня

Трагедия в римском метро. рассказ очевидца – болельщика цска (видео). Трагедия в детском лагере: что произошло в Карелии Что произошло в карелии 18 июня

Метро в Риме не такое старинное, как московское, но более устаревшее технически. В час пик с пассажиропотоком справляется со скрипом. Узкие вагоны и большой интервал в движении поездов способствуют давке. За несколько часов до ЧП я проезжал злополучную станцию La Repubblica – и число желающих втиснуться в поезд значительно превосходило количество свободных мест (разумеется, стоячих – о сидячих и говорить не приходится). Многие пассажиры остались на перроне – ждать следующего состава.

Римский метрополитен состоит из трёх веток. «Республика» - предпоследняя станция оранжевой линии перед пересадочным узлом «Термини». Это самое сердце города – рядом Колизей, античный форум и масса прочих, чуть менее ценных с исторической точки зрения достопримечательностей. Близость крупнейшего железнодорожного вокзала – того самого «Термини» – обуславливает стабильно высокую нагрузку на всю инфраструктуру «Республики» и близлежащих станций.

Компания Atac, занимающаяся обслуживанием общественного транспорта в Риме, ещё . Видимо, из-за чисто итальянской беспечности ремонт несколько раз откладывался. К несчастью болельщиков ЦСКА, техника дала сбой прямо под ними. Хронологию кошмара нам помог восстановить очевидец. Сергею повезло вырваться из этого месива.

Давайте только без фамилии – мне такая слава не нужна, - единственная просьба моего собеседника. – Работаю в офисе, за ЦСКА болею с начала 2000-х. В Москве постоянно хожу на матчи, а на евровыезд первый раз собрался – и тут такое…

- Приятели не рассказывали о своих приключениях в Риме четырёхлетней давности?
- Вкратце слышал. Знаю, была стычка с фанатами «Ромы». О них уже легенды ходят. Если какая-то заварушка, они всегда на ножах, на палках. И почти всегда первыми нападают. Для них это нормально. С этого выезда уже по Сети ходит видео, как двух наших пацанов человек 15 древками от флагов дубасят. Лежащих на земле добивали…

- Как они, хоть живы-здоровы?
- Вроде нормально: отделались ушибами.

- Какой была ваша программа пребывания в Италии?
- Мы с друзьями прилетели в воскресенье.

- Под природный катаклизм попали?
- Да, 21-го пошли гулять, и тут полило. Спрятались от ливня под навесом в кафешке, а когда повалил град – переместились в помещение. Выходим – градинки лежат, снег везде. И похолодало резко.

- Как прошёл вторник: Колизей, Форум – стандартная туристическая программа?
- Колизей ещё в понедельник «закрыли», а во вторник махнули в Ватикан – пофотографироваться. Внутрь не попали. Говорят, люди по 6-8 часов стоят в очереди. И там ещё лабиринт протяжённостью 8, что ли, километров – без гида делать нечего. Местные барыги предлагали за 66 евро провести без очереди – предпочли просто погулять по городу.

- Зафиксировали время входа в метро?
- Да. Дело в том, что одноразовые билеты в римском метро имеют срок действия: за полтора евро покупаешь талон и 100 минут можешь ездить. У нас билет был до 19:15. Посмотрели на часы – вроде успеваем: было 7 или 10 минут восьмого. Но при входе он почему-то не сработал. Эта заминка, похоже, нас и уберегла.

- Каким образом?
- Турникеты мы всё-таки прошли, с общим потоком, но чуть позже. Благодаря этому оказались не в первых, а в задних рядах давки.

- Как получилось, что в одном месте оказалось столько болельщиков ЦСКА – заранее условились о встрече?
- Ну а вы как думаете? За несколько часов до матча по одному ходить по городу опасно было. Ожидая нападений со стороны местных, собирались вместе. В метро заходили толпой, но спокойно, культурно, без зарядов. На «Республике» два эскалатора, довольно узких. Левый как ехал нормально, так и ехал, а наш, правый, вдруг полетел с бешеной скоростью.

- Ваша реакция?
- Недоумение: что происходит? Смотрю, внизу уже толпа скапливается. А за эскалатором – два метра, выходы на платформы и стена глухая. Люди падают друг на друга, разбегаться некуда. Понимаю: надо что-то делать. Хорошо, успел запрыгнуть на балюстраду.

- Что же всё-таки случилось?
- Как я понимаю, из-за большой скорости одна ступенька заехала вкривь, и из-за этого последующие вздыбились и начали ломаться. Люди спотыкались, падали, резались об острые края, как о ножи, ломали ноги…

- Обвинения итальянской полиции, что кто-то там прыгал, – бред?
- Полный. Все адекватные люди и понимают: с такими вещами не шутят. Покричать могут, но не скакать на ступеньках. Просто итальянцам надо что-то придумать – вот и лепят отмазки. На видео всё чётко видно. Не знаю автора, но хорошо, что хотя бы одна запись есть – можно составить представление о произошедшем.

- Кто оказывал помощь пострадавшим?
- Сами выносили «тяжёлых» на платформы. Единственный сотрудник метро, которого я видел, бегал туда-сюда – сигнализировал поездам, чтобы не тормозили. Потом, видимо, уже сверху передали, чтобы «Республику» проезжали без остановок. Позже спустились автоматчики в камуфляже. Посмотрели… и ушли. Следом явились два представителя метрополитена: то же самое. Минут 30 никто не оказывал помощь раненым – сами перетаскивали, перевязывали. Двоим ребятам голени перебило, вены порезало – вся станция кровью залита была… Врачей очень долго ждали. Когда первые явились, даже носилки не додумались взять – пришлось возвращаться к машине. Кто мог, сами себя по эскалатору наверх вытаскивали. Там уже полиция всё оцепила, врачи бегали.

Ровно год прошел с того момента, когда на карельском Сямозере случилась чудовищная трагедия. В то утро, 18 июня 2016 года, нашему журналисту поступил звонок. Голос на том конце провода сообщил, что в одном из детских лагерей утонули 10 детей. Поверить в это было сложно. Наши журналисты начали проверять информацию: звонить в МЧС, ЕДДС, в поисково-спасательную службу. Все как один говорили, что «что-то произошло, но что именно, пока не ясно». Но в течение двух часов информации становилось все больше. И уже точно стало известно, что в детском лагере «Парк-отель «Сямозеро» случилось страшное — там действительно погибли дети.

Что произошло?

18 июня 2016 года во многих районах республики был сильнейший шторм, о котором предупреждали в МЧС. Но это не помешало руководству лагеря принять решение отправить 47 детей в поход на рафтах и каноэ. Одна группа детей сумела добраться до начала шторма до острова, переночевать там в жутком холоде и дождаться помощи спасателей. А вторая группа, к сожалению, попала в шторм. Дети и вожатые выпали в холодную воду. Кого-то спасти удалось, а кто-то замерз в ледяной воде и погиб, так и не добравшись до берега. Инструкторам — студентам педколледжа, которые находились в лодках, было от 17 до 19 лет. А детям — воспитанникам лагеря — от 14 до 16 лет. В тот день погибло 14 детей, и если бы не 14-летняя школьница Юлия Король, которая вынесла из воды на себе несколько человек, добралась до ближайшего поселка и попросила помощи у местных жителей, то жертв было бы намного больше.

— Это был уже второй день нашего похода, и первый день мы проплыли нормально. А второй день вроде бы была жаркая хорошая погода, а потом ухудшилась сильно. Волны, ветер. У всех были спасательные жилеты, но, видимо, когда мы уже опрокинулись, все начали замечать пустые жилеты, — рассказала девочка Наташа, которая тоже оказалась в том злополучном походе.

Уголовные дела

В тот день лагерь закрылся, а 160 воспитанников на самолете отправили домой. В лагере начались многочисленные проверки, и одно за другим начали возбуждать уголовные дела. Позже стало известно, что одна из девочек прямо с озера сумела дозвониться до фельдшера скорой помощи Ирины Щербаковой. Но та восприняла звонок как чью-то шутку. Вот телефонограмма разговора:

К сожалению, Ирина Щербакова не отправила сообщение в полицию. И стала одной из участниц уголовного дела. 4 апреля 2017 года суд Суоярвского района Карелии признал ее виновной, ей было назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Наказание было отсрочено до достижения ее дочерью, которая родилась в 2006 году, 14-летнего возраста. Кроме того, 5 апреля Суоярвский районный суд взыскал с райбольницы в пользу 13 потерпевших по 300 тысяч рублей, в пользу еще одного потерпевшего — 100 тысяч рублей.

Фото ИА Республика

В течение месяца после трагедии были арестованы директор ООО «Парк-отель «Сямозеро» Елена Решетова и ее заместитель, начальник лагеря Вадим Виноградов. Руководителя карельского управления Роспотребнадзора Анатолия Коваленко поместили под домашний арест, но в апреле 2017 освободили под подписку о невыезде, с инструктора лагеря Валерия Круподерщикова так же была взята подписка о невыезде.

13 апреля 2017 года следствие предъявило обвинение в гибели детей инструктору «Парк-отеля «Сямозеро» Павлу Ильину, сейчас парень находится в армии.

5 мая к числу обвиняемых добавился шестой фигурант — заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Карелии Людмила Котович. Сотрудников регионального ведомства обвинили по статье «Халатность», а руководителя и сотрудников лагеря в «Оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, оставление в опасности».

По версии следствия, Решетова, Виноградов, Круподерщиков и Ильин, зная о штормовом предупреждении в большинстве районов Карелии, не отменили водный поход 17 июня 2016 года и организовали выход 47 несовершеннолетних детей в акваторию озера. При этом одно из плавательных средств имело технические неисправности, а пассажировместимость и грузоподъемность были превышены. Также было установлено, что сотрудники лагеря не обеспечили детей спасательными жилетами подходящего размера. 18 июня 2016 г. в результате шторма два туристических каноэ с 24 детьми и сопровождавшим их Круподерщиковым перевернулись, в результате чего 14 воспитанников лагеря утонули. При этом Решетова, Виноградов и Круподерщиков умышленно не сообщили в экстренные службы о происшествии, не желая негативной реакции общественности, которая могла «подорвать деловую репутацию лагеря и принести убытки».

По мнению следствия , халатность руководителя республиканского Роспотребнадзора и его заместителя заключалась в том, что еще за год до трагедии они были осведомлены о многочисленных нарушениях закона в сфере организации летнего отдыха, допускавшихся руководителем «Парк-отеля «Сямозеро». Однако, несмотря на все нарушения, региональное управление Роспотребнадзора выдало «Парк- отелю» заключение о соответствии заявленному организацией вида деятельности, что дало возможность лагерю продолжить работу.

Скандал

В июне прошлого года разразился скандал, вызванный словами уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, обращенными к выжившим при шторме в Карелии детям. Вопрос «Ну что, как поплавали?», заданный омбудсменом, привел к крайне негативной общественной реакции. Позднее уполномоченный объяснил, что его слова были «вырваны из контекста». 9 сентября указом президента Владимира Путина Астахов был освобожден от должности.

Жизнь после трагедии

После чудовищной трагедии многим выжившим детям понадобилась психологическая реабилитация. Долго прийти в себя не могла и хрупка девочка Юля Король, которая спасла нескольких детей. Позже ее наградили несколькими медалями. Впоследствии государственные и общественные награды получили другие люди, участвовавшие в спасении детей: Ксения Родионова, Татьяна Кустышева, Николай и Наталья Столяровы, Анна Никитина, Владимир Дорофеев и Андрей Севериков. Многие из них — простые жители деревни. Они помогали сотрудникам МЧС искать детей.


Нелегко пришлось и родителям погибших ребят. Не все смогли пережить смерть детей. Одна мама умерла, другая спилась, а третья попала в психбольницу. А 35-летняя Вера Шестопалова, мама погибшего 13-летнего Гены Шевадрова, выпила 40 сильнодействующих психотропных таблеток. Близкие нашли её в полуобморочном состоянии. Ей в экстренном порядке вызвали бригаду скорой помощи, и женщину доставили в специализированную больницу. С момента смерти сына женщина впала в депрессию и самостоятельно не смогла справиться. Незадолго до отправки Гены на отдых Вера похоронила мужа.

В память о детях, погибших во время шторма, вчера на берегу Сямозера, недалеко от деревни Кудама установили поклонный крест и памятную табличку с 14 детскими именами. Крест освятил настоятель храма святителя Николая в поселке Эссойла отец Сергий.

Всенародно любимая актриса Наталья Гундарева как-то посетовала, что жизнь прошла мимо. Странно это было услышать и близким, и поклонникам. Судьба отпустила ей век недлинный, но яркий, полный и побед, и горьких разочарований. Она не скрывала, что за огромный свой успех заплатила многим. В первую очередь — здоровьем. И бездетностью. Хотя именно ей довелось стать самой многодетной мамой СССР — в картине «Однажды двадцать лет спустя»...

Текст: Светлана Сафонова

Я САМА!

Первыми словами маленькой Наташи стали «я сама». И интонация у неё при этом была серьёзная и требовательная. Родители — инженеры — посмеялись: вырастет, мол, начальник! Но девочка росла с мечтой о балете. Это желание появилось в 5 лет, когда её впервые отвели во МХАТ на «Синюю птицу». Огни рампы, занавес, сцена, актёры — всё ошеломило Наташу. Несколько дней потом она ни о чём не могла говорить, кроме спектакля. А когда девочка увидела на сцене Большого театра Галину Уланову — в балете «Бахчисарайский фонтан», — сообщила отцу: «Я буду балериной!» Тот улыбнулся в ответ: «Ты же пампушечка!» Наташа плотно сжала губы от обиды. «Всё равно стану актрисой!» — прошептала она скорее себе, чем родителям. Как будто клятву дала. С тех пор её мысли были только о театре.

Наташа училась в пятом классе, когда её родители разошлись. Мама старалась изо всех сил, чтобы дочь не чувствовала себя обделённой и любовью, и материальными благами. Работала за двоих. Но на зарплату жилось трудно, и мама часто брала деньги в долг. В день получки она устраивала праздничный ужин — запекала в духовке курицу, покупала торт «Наполеон». Наташа этому, конечно же, радовалась, но видела, как тяжело всё даётся. И стала сама зарабатывать: поднимала петельки на чулках маминых подруг за 50 копеек. А вскоре научилась шить себе юбки, кофты и платья. Лишь бы не брать взаймы! В 8 классе Наташа записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, в стенах которого в разные годы занимались Ролан Быков, Людмила Касаткина, Сергей Никоненко. Вскоре и школа, и шитье, и танцплощадка отошли на задний план. Всё свободное время теперь юная Наташа отдавала новому занятию. Возвращаясь с репетиций с другом Витей Павловым, они могли до хрипоты спорить о каждой мизансцене, о своих ошибках и удачах. Наталья все замечания и рекомендации режиссёра аккуратно записывала в тетрадочку. И эта привычка осталась у неё на всю жизнь.

Окончив школу, Наталья объявила маме, что решила поступать в театральный институт. Но мама отрезала: «Нет». Слово матери было для Наташи законом. И она подала документы в Московский инженерно-строительный институт. Прилежная и обстоятельная Гундарева успешно сдала два первых экзамена...

«НЕДИЕТИЧЕСКАЯ» ФИГУРА

Так позже скажет драматург Виктор Мережко, по сценарию которого снимут фильм «Здравствуй и прощай!», о Наталье Гундаревой, исполнительнице одной из главных ролей. И такой она сразит приемную комиссию в Щуке, куда всё-таки отправится сдавать экзамены. А «подбил» — Витька Павлов! Наташа уже стояла перед дверью в аудиторию строительного института — подошла её очередь сдавать следующий экзамен. Как вдруг кто-то со всей силы потянул её за рукав подальше от двери. Она обернулась, готовая дать затрещину наглецу, а это, оказывается, Павлов! «Ты что! С ума сошла? Тебе надо к нам, в Щуку!» Наташа на мгновенье замерла, а потом молча повернулась и пошла забирать документы. Он-то думал, что придётся подругу долго убеждать (знал ведь, какая она упрямая!), и готовил пламенную речь про её драматический талант. А и не пришлось. На следующий день Гундарева уже стояла у входа в Щуку. В тот год — 1967-й — в училище был огромный конкурс, 250 человек на место. Тонкие, изящные, томные писаные красавицы составляли большую часть абитуриентов. Конкурировать с ними было сложно. Привыкшая с детства к эпитетам «булочка», «кубышечка», «пампушечка», она, конечно же, комплексовала. Поэтому постаралась сделать внешность свою запоминающейся. Розовое, с огромными синими цветами платье, ярко-розовые щеки и губы, голубые веки и кудри! Большая такая жизнерадостная цветочная клумба. По дороге в институт Наташа попала под дождь. Комиссия во главе с мастером курса Юрием Катиным-Ярцевым видом абитуриентки Гундеревой была шокирована. А потом очарована её талантом. Её приняли! «Конопатое чудо» — так Гундареву прозвали однокурсники: Юрий Богатырёв, Константин Райкин, Наталья Варлей. Новоиспечённая студентка аккуратно записывала все лекции, самозабвенно трудилась на репетициях. Завернувшись в три слоя шерсти, часами занималась в балетном классе. На втором курсе ей дали сыграть Донну Платоновну из «Воительницы» Лескова. Играла Гундарева настолько блестяще, что педагоги училища вынесли вердикт: учиться ей больше нечему, пора на сцену. Со студенчества у Наташи осталось правило — анализировать каждую чёрточку характера своих героинь и записывать в тетрадочку наблюдения.

С Наташей мы учились на одном курсе. Но когда встретились на съёмках «Труффальдино из Бергамо», она уже была знаменита на весь СССР и могла себе позволить заявить: «Что ж, буду работать с тем, что есть». Имея в виду меня.

Константин Райкин

По окончании института Наталья получила предложение сразу от пяти ведущих театров столицы. Она выбрала Театр им. Вл. Маяковского, в котором проработала всю жизнь. С первой роли стала любимой актрисой властного, деспотичного режиссёра Андрея Гончарова. Молодой актрисе, только что выпустившейся из института, доверили роль Липочки в «Банкроте». Это же её любимый Островский! Помог случай. Наталья до этого сидела во втором составе. Но аккуратно посещала репетиции, учила роль и записывала замечания. Когда неожиданно выяснилось, что исполнительница главной роли заболела, выпал шанс проявить себя! Всего 10 репетиций прошли перед премьерой, и режиссёр был поражён, насколько была подготовлена молодая актриса. Выходя на поклон под овацию зала, Наталья думала: «Вот оно, счастье! Вот так оно выглядит! Я, наверное, теперь всё могу?» Спектакль наделал много шума и в театральной Москве, и в Северной Пальмире. Аншлаги, аншлаги, аншлаги. А Гундарева не расслаблялась — репетировала и работала, работала... И так будет всегда: сначала работа, театр, а потом... Ну, если останется время хоть на что-то. Что ни спектакль, то событие: «Леди Макбет Мценского уезда», «Я стою у ресторана», «Бег». Она считала себя в первую очередь театральной актрисой. Актрисой Гончарова. «Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера», — вспоминала она. Из-за этого из Маяковки ушла другая «эпохальная» актриса — Татьяна Доронина, считавшаяся любимицей Гончарова. Двум примам на одной сцене тесно, и Доронина ушла из театра, громко хлопнув дверью.

Наташа была очень вольной в своих суждениях, никого не боялась. С ней оказалось труднее работать, чем с Дорониной. Но она талантлива и естественна, как кошка.

Георгий Натансон

Она не вписывалась в бесконечно процветающую пошлость. Наташа могла быть грубой, могла и послать кого-то, но на то всегда существовала действительно веская причина. Она бывала резкой, яростной, какой угодно, но никогда в жизни не была пошлой, потому что не принадлежала к этой серости. Наташа была из ряда вон и в жизни, и на сцене.

Игорь Костолевский

А вскоре вся страна полюбила «Сладкую женщину» Аню Доброхотову — веснушчатую деревенскую девчонку, с аппетитом уплетающую варенье. Так и не нашедшую, став взрослой, своего женского счастья. А следом и Катю Никанорову — ту самую гражданку, что ожидала любви. Буфетчицу Дусю из «Здравствуй и прощай», мечтающую о счастливом замужестве... Одинокую Нину в «Осеннем марафоне». Наивную и добрую Аэлиту, подло обманутую «шикарным» мошенником (Валентин Гафт) в фильме «Аэлита, не приставай к мужчинам». Все героини будто живут по соседству. Они — это зрительницы, узнававшие на экране себя. Вероятно, поэтому актриса стала так любима. Ведь не было ни грамма фальши в игре Гундаревой. Зритель верил ей безоговорочно. Были и курьёзы: после выхода на экраны деревенской мелодрамы Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съёмкам не только актёров, но и людей из народа. Как, например, исполнительницу одной из ролей, деревенскую девушку Наташу Гундареву. Она же сетовала: «Как бы я не хотела сыграть Джульетту, режиссёр видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда». И иногда с горечью добавляла: «Трудно в матрёшке предположить могучую трагическую натуру»...

МУЖЬЯ РЕАЛЬНЫЕ И ВЫМЫШЛЕННЫЕ

Наталья Георгиевна три раза была официально замужем. Первый страстный роман закрутился на съёмках фильма «Обрыв» с режиссёром Леонидом Хейфецом. Он был старше её на 14 лет, и ей хотелось раствориться в Мастере. Поженились они сразу же, как только ему дали новую квартиру. Жили дружно, весело, творчески. В дом почти ежедневно приходили актёры, обсуждали спектакли, кормила Наталья гостей очень вкусно. Поначалу молодая жена привечала друзей с радостью. Потом, когда появилось больше работы в кино, ночные посиделки стали мешать: она страшно не высыпалась. И в один такой вечер, за приготовлением очередного кулинарного шедевра, Наталья вдруг поняла, что ей надоели и эти гости, и этот брак. Кончилась любовь.


Она долго жила одна. Был короткий и яркий роман с актёром театра Маяковского Виктором Корешковым. Вся труппа родного театра с замиранием сердца следила за развитием их отношений. Они поженились и... через год развелись. Причина банальна — измена. Чтобы не думать о печальном, она работала практически без выходных. Чтобы казаться сильной, независимой. А тогдашняя публика, лишенная нынешних «медиа-сплетен», исправно выдавала актрису замуж за каждого партнёра по фильму. Как-то Александру Михайлову позвонили домой, чтобы договориться о концерте. К телефону подошла его жена Вера. Прощаясь, концертный агент назвал её... Натальей Георгиевной (Гундарева и Михайлов играли в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». — Авт.). Потом «в мужьях» ходил Сергей Шакуров. Но тут актёры и не скрывали нежных чувств друг к другу. Они много вместе работали и очень дружили. Вместе ездили на гастроли, жили в одних гостиницах. Она возила для него бульонные кубики, так как он очень любил супы, а он приносил ей каждое утро свежее молоко.

А потом в их театре появился Михаил Филиппов. Талантливый актёр. За плечами — брак с дочерью Юрия Андропова Ириной, бытовая неустроенность, одиночество. Сначала они дружески общались, пересекаясь в одной компании. Но интерес друг к другу не отпускал, вскоре это были уже бесконечные разговоры обо всем на свете. А потом они просто решили, что хотят жить вместе.

Это было летом, на гастролях в Челябинске и Перми. Любовь не пришла, не подкралась, а поразила нас обоих. Очень вовремя мы встретились, хотя иногда я печалился: как поздно!

Михаил Филиппов

Наконец-то в жизни Натальи Георгиевны появился не Гений, а просто талантливый Мужчина, с которым можно было чувствовать себя спокойно, уверенно и уютно. Они создали свой собственный мир, в который пускали очень немногих. Например, когда Наталья Георгиевна восстанавливалась после автомобильной аварии, навещал Андрей Гончаров — один из редких близких людей. Он потом вспоминал, что у солнечной, жизнерадостной, светлой актрисы такая тёмная обстановка в квартире. Коричневые гардины, тёмные обои, полумрак. Он назвал её «женщиной сумеречной». Гончаров тогда сказал: «Сколько лет вас знаю, Наташа, а вы, оказывается, совсем другой человек!»


Гундарева и Филиппов хотели детей, но по каким-то причинам не получалось. Сплетни, разговоры и досужие домыслы больно ранили актрису. Она отвечала на некорректные вопросы журналистов: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». А вечером говорила мужу — ну кто они, чтобы мы им открывали свою душу и свою жизнь?

Я смотрю на актёров, которых безгранично уважаю: Михаила Ульянова, Марину Неелову, Армена Джигарханяна, Алису Фрейндлих... И не замечаю, чтобы они обнародовали свои жизни. Они демократичны, но не допускают фамильярности. А кто-то — наоборот. Но мне кажется, что излишняя откровенность происходит от желания удержать популярность, когда удерживать её уже нечем. Когда человек не самодостаточен, неинтересен сам себе, а представить по творческой линии нечего, начинаются бесконечные скандальные публикации.

Ролей, между тем, становилось всё меньше, настоящих, к которым она привыкла. Как любой женщине, актрисе, ей хотелось играть героинь, а не «возрастных». Наталье Георгиевне казалось, что время её уходит. Она решилась на пластическую операцию. Резко похудела и помолодела. Выглядела она прекрасно, когда после долгого перерыва показалась на публике. Правда, узнать её было трудно. Новое лицо-маска зрителей ошеломило. Но Гундарева была довольна — такой тонкой талии у неё отродясь не было. Она была готова конкурировать с молодыми!

Как только раздается третий звонок, ты — уже не ты. Ты делаешь шаг на сцену, и твоя жизнь преображается. Ты уже не властен над собой. Профессия странная, она ведь предательство в себе заключает: когда ты снимаешь свою одежду, оставляешь свои привычки, ты, по сути, предаешь самого себя, становишься кем-то другим, причем совершенно не обязательно хорошим.

Когда Наталья Георгиевна заболела — гипертонический криз, инсульт, кома — Михаил Филиппов не отходил ни на шаг. Он всё время с ней разговаривал, читал стихи, рассказывал новости, сочинял сказки. Только он и она. Никого из посторонних, даже друзей, не пускали к актрисе. Масс-медиа взорвались статьями о том, что если бы актриса не похудела с помощью скальпеля, не оказалась бы в таком плачевном состоянии! Каждый день выходили новые и новые передовицы: у Гундаревой слабые сосуды, а в таком случае любое хирургическое вмешательство и наркоз смертельно опасны. Пока Наталья Георгиевна находилась в коме, пока долго и тяжело восстанавливалась, журналисты страны будто сошли с ума. На первых полосах появлялись «сенсации»: то интервью с домработницей, рассказывающей о тайских таблетках, которые принимала актриса. То с экстрасенсом, который утверждал, что болезнь — это месть её первого возлюбленного. То с косметологами, которые рассказывали о «телесных немочах» не юной уже Гундаревой. С «друзьями», которые видели, как Наталья Георгиевна общалась с экстрасенсами и гадалками. С врачами и медсестрами, с администраторами театра, со всеми, кто имел хоть мало-мальское отношение к Гундаревой. С горечью говорил Михаил Филиппов, что о его жене журналисты сочиняли бесконечный мексиканский сериал. «Они фотографировали больную Наташу в институте имени Бурденко, а я думал: были ли когда-нибудь у них матери?»

Усилия Филиппова, его терпение и любовь были вознаграждены — Наталья Георгиевна стала поправляться. И мечтала о возвращении на сцену. Но опять несчастье: во время прогулки актриса поскользнулась, упала, ударилась затылком. И опять больницы, отчаяние, надежды... Пять лет она боролась с недугом. Она очень хотела жить, так как считала, что вот теперь уже можно остановиться и оглянуться по сторонам. Увидеть, как идёт дождь, шевелится листва, поднимается туман... В одном из редких интервью актриса сказала: «Трудно вырваться из того ритма, что продиктовала жизнь, трудно и даже, если хотите, страшно. Начинает казаться, что ты что-то теряешь. Хотя я думаю, что наступает такой момент, когда ты понимаешь, что чего-то достиг и можешь взглянуть окрест себя. Мир так многообразен, значителен, но мы бежим к своим целям, вершинам. А потом с этих вершин видишь всё, что осталось у подножия, и это так интересно! А ты ничего не видел, пока бежал».

Чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями. А пока ты живёшь...

Наталья Георгиевна Гундарева умерла в неполные 57 лет. Когда-то она провожала в последний путь Ивана Козловского, услышала на его похоронах свиридовскую «Метель» и попросила своих друзей похоронить её под эту же музыку. Её желание было исполнено. «Душа-то весёлая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь — это всё-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем. Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки», — сказала она в одном из редких интервью...

Жизнь — это всегда нечто большее. И она продолжается. Даже после смерти. Пока о нас помнят, мы живы.


18 июня. После полудня группа детей с вожатыми из детского лагеря «Парк-Отель Сямозеро» отправились на лодочную прогулку. 51 человек, из которых 47 детей 12-15 лет и 4 инструктора, отплыли из лагеря на двух лодках по 11 человек в каждой и еще 25 человек на плоту. Группа направлялась на остров, чтобы разбить там палаточный лагерь и остаться с ночевкой.

В 16.30 по местному времени на озере начался шторм. Скорость ветра достигала 14–16 метров в секунду, на озере были двухметровые волны. Обе лодки перевернулись. Один из выживших инструкторов рассказал, что перевернулось сначала одно каноэ, и дети из него, пытаясь спастись, перевернули второе. Плот во время шторма не перевернулся и его прибило к одному из островов.

О трагедии стало известно только на следующий день. В 11.15 в МЧС позвонил житель из деревни Кудама, которая находится на противоположном берегу от лагеря (13 км по воде). К местному жителю пришла 12-летняя девочка, которая тоже участвовала в прогулке по озеру и попала в шторм.

Издание «Петрозаводск говорит» пишет, что девочку штормом выбросило на берег ночью в бессознательном состоянии, утром она очнулась и пошла за помощью. По другой информации, поиски были начаты раньше — в 8.20 утра - сотрудниками турбазы Кудамы. Они привезли выживших детей с островов на берег и нашли первых погибших.

Всего 10 человек смогли доплыть до деревни, еще 26 оказались на островах в 2,5 км от берега.

19 июня. Днем в воскресенье сотрудники МЧС начали поиски детей. Изначально было известно только об одной перевернувшейся лодке, местное издание «Губернiя Daily» первым написало о начале спасательной операции. О том, что это была группа из детского лагеря, не сообщалось.

Спастись удалось только тем, кто самостоятельно выбрался из воды еще до начала поисковой операции. 14 детей и один «взрослый» (несовершеннолетний инструктор) погибли. По информации петрозаводских СМИ, дети могли не утонуть во время шторма, а погибнуть от травм и переохлаждения (температура воды в озере, по прогнозам МЧС, днем 18 июня была 12 градусов).

Позже местные жители рассказывали журналистам, что МЧС рассылало смс-сообщения о штормовом предупреждении местным жителям. Однако на сайте МЧС предупреждения не было. Группа детей с вожатыми вышла на каноэ в озеро, не зарегистрировавшись в ведомстве (регистрация туристических групп в МЧС не является обязательной).

По данным Ростуризма, в лагере отдыхали дети из неблагополучных семей и дети-сироты из Москвы - все они были отправлены в лагерь в Карелии по линии органов социальной защиты.

СК возбудил уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

20 июня. 33 выживших ребенка и тела погибших доставлены в Москву. В республике Карелия и в Москве 20 июня объявлено траурным днем.

В рамках заведенного уголовного дела начались задержания. К вечеру понедельника задержаны 5 человек - директор лагеря и ее заместитель и трое инструкторов. При этом инструкторами в лагере работали студенты петрозаводского педагогического колледжа. Плохая репутация лагеря не была тайной для властей - родители и местные жители в 2015 году писали жалобы на плохие условия содержания детей в «Парк-Отель Сямозеро», в лагере проходили прокурорские проверки. А в 2012 году предыдущий замдиректора «Парк-отеля Сямозеро» был осужден за убийство сторожа по неосторожности.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что власти Москвы выплатят близким и родителям погибших детей материальную помощь в размере 1 млн руб., и дал распоряжение дополнительно проверить безопасность мест отдыха детей из столицы. Между тем, согласно данным СПАРК-«Интерфакс», несмотря на многочисленные жалобы и плохую репутацию, с 2014 года лагерь «Парк-отель Сямозеро» выигрывал конкурсы департамента соцзащиты населения Москвы по организации летнего отдыха школьников. По итогам 2014 года сумма контрактов компании с департаментом составила 63 млн 366 тыс. 324 руб., в 2016 году - 45 млн 308 тыс. 602 руб.

Кроме того, компания выигрывала аналогичные аукционы, проводившиеся Минздравсоцразвития республики Карелия.

21 июня. В результате трагических событий в Карелии на Сямозере погибли 14 несовершеннолетних жителей из Москвы, сообщили в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы:

Фото: Игорь Подгорный/ТАСС

 

 

Это интересно: