→ Забытая авиакатастрофа - Карта СПб — ЖЖ. Забытая авиакатастрофа Число рождения для женщины

Забытая авиакатастрофа - Карта СПб — ЖЖ. Забытая авиакатастрофа Число рождения для женщины

Мемориал памяти жертв крушения самолета Ил-18 под Ленинградом восстанавливать не будут. Вместо этого планируется установить новый монумент, связанный с прошлогодней авиакатастрофой в Египте.

Крупнейшая для региона авиакатастрофа произошла в апреле 1974 года. Вскоре после взлета у турбовинтового «Ильюшина» загорелся мотор, и летчики попытались вернуть судно в Пулково. Но времени не хватило: объятая пламенем стальная птица разбилась о совхозное поле возле Варшавской железной дороги. Все члены экипажа и пассажиры - 109 человек - погибли.

Вскоре после трагедии родственники создали на месте крушения мемориал. Он расположен на левом берегу нового канала реки Пулковки, позади офисно-складского центра «Кулон-Пулково», что на Пулковском шоссе, 56, корпус 4. Активисты посадили рощицу, круглую в плане, а также установили гранитный памятный знак и могильные камни, которые, возможно, являются кенотафами, а не настоящими надгробиями. Вопрос о том, есть ли в поле останки погибших, остается открытым. Проводились ли надлежащим образом поисковые работы, неизвестно. Также на месте крушения до сих пор остаются предметы, похожие на обломки самолета.

В последние годы про мемориал забыли. Деревья разрослись, скрыв камни с эмалированными табличками под своими разлапистыми кронами. Вокруг подступили сорные травы. К обелиску больше нет подходов и подъездов. Могильные камни разрушаются.

Как рассказала корреспонденту «Канонера» начальник отдела районного хозяйства администрации Пушкинского района Юлия Морозова, мемориал не стоит на учете властей. А поставить его на учет и заняться восстановлением нет возможности, поскольку участок находится в частной собственности.

«Проведение процедуры постановки на учет и дальнейшие проведения работ по восстановлению мемориала за счет бюджета Санкт-Петербурга возможны только при наличии соответствующего отказа собственника земельного участка от правопритязаний в отношении мемориала», - заявила госпожа Морозова.

Добавим, что участок предназначен для размещения складов. Пока работы на участке не ведутся, но ничто не мешает собственнику снести неучтенные надгробия.

Есть и еще одна опасность для мемориала: он расположен у границы стройплощадки нового Московского тракта, который пройдет по правому берегу Пулковки. В ГК «Российские автомобильные дороги», которая является заказчиком прокладки этой скоростной магистрали, впрочем, проблемы здесь не видят.

«Утверждения о том, что дорога М-11 „уперлась в мемориал погибшим при падении самолета Ил-18В“, не соответствуют действительности. Вся полоса отвода будущей дороги полностью очищена и готова к строительству, предварительно на ней были проведены тщательные работы, мемориалов или захоронений на ней нет», - заявили в компании.

Власти сейчас более озабочены созданием нового масштабного мемориала, посвященного актуальной катастрофе, произошедшей в октябре минувшего года над Синаем в Египте. При до конца не выясненных обстоятельствах в результате взрыва Airbus A321 погибли 224 человека, среди них много петербуржцев. Кремль долгое время категорически отвергал версию теракта, но затем все же признал ее, когда тема ушла с первых полос СМИ.

Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области недавно объявил конкурс на лучший проект мемориала. Итоги собираются подвести уже через несколько дней - 1 сентября. О памятники в полях на Пулковском шоссе чиновники сейчас не вспоминают.

Июль 2016 года:

Фото Дмитрия Ратникова

Истинная история — дня календаря 27 апреля.

  • Зодиакальный знак людей у которых день рождения 27.4.74 года — Телец (с 21 апреля по 21 мая).
  • Какого животного 1974 год по восточному календарю ›››› Синего Деревянного Тигра.
  • Стихия символа зодиака Тельцов, которые родились в день 27.4.74г. ~› Земля.
  • Планета управитель людей родившихся в день в этот день года – Венера.
  • День приходится на 17 неделю.
  • По календарю в этом месяце апреле 30 дней.
  • Длина светового дня 27 апреля – 15 часов 01 минута (долгота светового дня указана – по среднеевропейской широте Москвы, Минска, Киева.).
  • Праздник православной пасхи Христовой ›› 14 апреля.
  • По календарю на дворе — весна.
  • По григорианскому календарю ~ не високосный год.
  • Подходящие по гороскопу цвета, для людей у которых день рождения 27 апреля 1974 года :::›› Зелено-синий и Яркий пурпурный.
  • Растения подходящие к сочетанию знака зодиака Телец и календарю восточного животного на 1974 год ›››› Олива, Красное дерево и Ель.
  • Камни – талисманы, для людей рожденных сегодня — Кварц, Лабрадор.
  • Необыкновенно благоприятные числа для людей которые родились в день 27 апреля 74 года = ››› Один .
  • Необыкновенно подходящие дни недели для людей с днем рождения 27 апреля 1974 года ~ среда и четверг.
  • Точные черты характера, зодиакального знака Тельцов, родившихся в это число ответственный, навязчивый и непокорный.

Точная информация про мужчин рожденных в день 27 апреля.

Мужчина рожденые 27 апреля 74г. , обычно нетерпелив, ему надо быть более осмотрительным и не позволять себя использовать. Лучшим вариантом при ссоре, будет извинение. Иногда создается впечатление, что он находится в каком-то другом пространстве и измерении. Для той, кого любит, этот человек сделает все. В Тельце есть недостатки и только самым близким людям известно, насколько это чуткий, тонкий и глубоко чувствующий человек.
К сожалению, мужчины 27.04.1974 г. р., часто не настолько хитры, как им кажется, и провал может привести к серьёзной депрессии. Парня под знаком гороскопа Телец нужно уметь успокаивать, и держать рот на замке, когда нужно. Лояльно относится к материальным девушкам, так как для него самого деньги тоже нередко являются мерилом человеческого счастья. Способен понять и удовлетворить потребности своей жены, но ему трудно делать первые шаги. Поставив цель, пойдет к ней планомерно и упорно, преодолевая все помехи и препятствия на своем пути. Ему не надо ничего самому себе доказывать, как это делают многие мужчины. Если выхода нет и столкновения, психологического или физического, не избежать, он, ни за что не оставит своих позиций. Часто балует жену, и потакает ее прихотям. Мужчина 27.4.1974 года рождения , подопечный планеты Венеры не переносит, когда им манипулируют, хотя может этого и не замечать. Он, все делает для женщины, которую любит. Он может выпить пару бокалов и лечь спать, пока вы всё решаете, что делать.

Про тех женщин, кто родился сегодня, 27.4.1974г., по китайскому гороскопу животных.

Женщина восточный символ 27.04-1974г. рождения в Китае – Синего Деревянного Тигра, допускает легкий флирт мужа с другими женщинами, если доверяет ему. Ей нравятся естественные запахи, исходящие от тела мужчины. Она, воспользуется любым доступным ей оружием, чтобы отомстить. У их души свои резоны.
Женщина — знак зодиака 27 апреля 1974 года рождения – Телец, практична, не склонна к идеализму. Она может закончить ссору битьём посуды о вашу голову, просто для усиления впечатления. Являются превосходными спутницами жизни, уважая в своем супруге мужчину и не претендуя на лидирующие позиции в семье. Девушка Телец часто носит кольца, серьги, а особенно любит ожерелья.
Поскольку женщина по китайскому гороскопу животных двадцать седьмого апреля 1974 года – Синего Деревянного Тигра, собственник по натуре, легких взаимоотношений ждать не приходится. Купите ей дорогую и роскошную одежду, мягкие и натуральные меха. Это великая женщина! Но она может пойти и на крайности. Если её презирают, она становится опасным врагом.

Когда у меня был финансовый кризис, мне помог притянуть удачу Денежный Амулет . Талисман Удачи активирует у человека энергию достатка, ГЛАВНОЕ чтобы он был настроен только на вас. Амулет который помог, я заказывала на официальном сайте .

Под знаком зодиака Телец, родились прославленные люди:

император Павел I, писатель Оноре де Бальзак, композитор Иоганнес Брамс, Гарри Купер, ученый Зигмунд Фрейд, Жан Габен, актер Фернандель, Адольф Гитлер, композитор Прокофьев, композитор Чайковский, Иегуди Менухин, писатель Уильям Шекспир, Орсон Уэллс, политик Владимир Ленин, Дюк Эллингтон, политик Никколо Макиавелли, ученый Карл Маркс, писатель Генрик Сенкевич, политик Максимильен Робеспьер, Роберто Росселлини.

Календарь на месяц Апрель 1974 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Координаты 59°47′53″ с. ш. 30°20′28″ в. д. H G Я O L Погибшие 109 Воздушное судно
Ил-18В предприятия Аэрофлот Модель Ил-18В Авиакомпания Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО) Пункт вылета Пулково , Ленинград (РСФСР) Остановки в пути Запорожье (УССР) Пункт назначения Пашковский , Краснодар (РСФСР) Бортовой номер CCCP-75559 Дата выпуска 15 октября 1964 года Пассажиры 102 Экипаж 7 Погибшие 109 (все) Медиафайлы на Викискладе

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом - авиационная катастрофа самолёта Ил-18В из Ленинградского авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в субботу 27 апреля 1974 года в районе Ленинграда . Авиалайнер со 109 людьми на борту выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Запорожье , но сразу после вылета из аэропорта Пулково экипаж доложил о пожаре двигателя, в связи с чем они возвращаются в аэропорт. Однако при заходе на посадку пожар усилился, после чего машина потеряла управление и упала на поле, при этом все на борту погибли . Это крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области .

Самолёт

Внешние изображения
Разбившийся самолёт за два года до катастрофы (неопр.) .

Рейс выполнялся самолётом Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской - 184007703, серийный - 077-03). По некоторым данным, он был выпущен заводом «Знамя Труда » (Москва) 15 октября 1964 года , а пассажировместимость его салона составляла 110 мест . Эксплуатация машины началась 24 октября , причём, по одним данным, сразу в Министерстве гражданской авиации СССР . По другим данным, авиалайнер поначалу относился к .

Экипаж

Мемориал, посвящённый погибшим членам экипажа

Экипаж был из 67-го лётного отряда (входил в 1-й Ленинградский объединенный авиаотряд) и имел следующий состав :

  • Командир воздушного судна - Данилов Николай Валерьянович . Родился 13 ноября 1927 года (46 лет).
  • Второй пилот - Егоров Евгений Степанович . Родился 15 мая 1928 года (45 лет).
  • Штурман - Локшин Виктор Иосифович . Родился 4 июня 1926 года (47 лет).
  • Бортмеханик - Макаров Александр Николаевич . Родился 8 ноября 1928 года (45 лет).
  • Бортрадист - Павлов Юрий Евгеньевич . Родился 9 мая 1925 года (48 лет).
  • Стюардесса - Мартьянова Галина Николаевна . Родилась 6 октября 1939 года (36 лет)
  • Стюард - Масловский Евгений Петрович . Родился 24 сентября 1944 года (29 лет).

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс вне расписания (дополнительный) из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье . Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Над Ленинградом в это время стояла хорошая погода: облачность 8 баллов, слабый северо-западный ветер (320° 7 м/с ) и видимость 10 километров . По другим данным, небо было ясным, а видимость достигала 20 километров . Взлёт выполнялся с полосы 28 по магнитному курсу 279°. После получения разрешения на взлёт, в 18:00:08 экипаж начал разгон по полосе, а через минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. В ответ диспетчер дал условия по выходу из зоны аэропорта, на что с борта подтвердили получение информации .

Через две с половиной минуты Ил-18 выполнял первый разворот, когда Данилов неожиданно доложил на землю: Загорелось табло «пожар четвёртого [крайний правый] двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся . Впереди по курсу и юго-западнее аэропорта Пулково находился военный аэродром Горелово . Авиадиспетчеры аэропорта Пулково связались со своими военными коллегами, после чего предложили экипажу борта 75559 выполнить посадку там. Однако КВС Данилов отказался от этого варианта. Тогда диспетчер передал условия захода на посадку по магнитному курсу 279°, поэтому экипаж продолжил выполнять разворот, но теперь уже для полёта по «коробочке» . Спустя 2 минуты 53 секунды с момента взлёта авиалайнер находился в середине второго разворота, а экипаж передал:Четвёртый двигатель во флюгере . Спустя 5 минут 12 секунд после взлёта и в начале третьего разворота с самолёта запросили, чтобы в аэропорту их встречала пожарная машина . Ещё через 43 секунды (5 минут 55 секунд после взлёта) командир экипажа передал тревожное сообщение: Двигатель четвёртый горит . Согласно показаниям очевидцев на земле, пожар двигателя начал наблюдаться ещё между вторым и третьим разворотами при прохождении траверза полосы, при этом шлейф от огня растянулся на две длины фюзеляжа лайнера (около 70 метров) .

Небольшая роща у места катастрофы, посаженная родственниками погибших

На настоящее время (2014 год) данная катастрофа по числу жертв занимает третье место в истории ленинградской/петербургской авиации (после катастроф Ту-154 под Донецком (170 погибших) и Як-42 под Наровлей (132 погибших)) , и, совместно с катастрофой под Адлером , второе место в истории Ил-18 (после катастрофы под Воронежем , 111 погибших) . Тринадцатое место среди крупнейших авиакатастроф в России (на 2014 год) и в Советском Союзе . Крупнейшая авиакатастрофа в истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области .

Впоследствии вблизи места катастрофы (59°47′53″ с. ш. 30°20′27″ в. д. H G Я O L ) родственниками погибших были посажены несколько деревьев, среди которых разбито небольшое кладбище. В память по погибшим членам экипажа на кладбище Памяти жертв 9-го января установлен мемориал.

Причины

Сохранившиеся обломки авиалайнера

В ходе расследования был отмечен профессионализм экипажа, который, сохраняя спокойствие и мужество, действовал в соответствие с РЛЭ . При этом полёт по «коробочке» выполнялся по более короткому маршруту, нежели по схеме, в том числе ширина была снижена с 12 до 4,2 километров, а длина сокращена на 6-8 километров, благодаря чему последний разворот был выполнен в 6 километрах от торца полосы, а не в 12-14 километрах, как по схеме. Сам полёт по «коробочке» выполнялся на высоте 400 метров, вместо указанных в схеме 600 метров. Благодаря таким мерам весь полёт по «коробочке» занял по продолжительности 7 минут 16 секунд, тогда как если бы он выполнялся по схеме, то на это могло потребоваться 12-14 минут, что почти вдвое дольше .

При изучении четвёртой силовой установки (заводской номер Н2715078) было установлено, что в ней отсутствует диск третьей ступени турбины двигателя, а на корпусе турбины в районе расположения данного диска имеются пробоины. Часть диска третьей ступени турбины удалось обнаружить в районе первого разворота после взлёта. Разрушившись, обломки диска пробили корпус турбины, а также разорвали топливно-масляные трубопроводы, в результате чего начался пожар, при этом автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения , но вторая очередь не срабатывала. Также по линии полёта авиалайнера до его столкновения с землёй были обнаружены мелкие обгоревшие элементы конструкции двигателя, в том числе гондолы, капота и противопожарной перегородки, а также части правого закрылка. Силовые элементы конструкции самолёта разрушились только при ударе о землю. Проводка системы управления элеронами, трансмиссия правого закрылка и сам этот закрылок были полностью уничтожены; поскольку они находились в зоне пожара, нельзя было определить их фактическое состояние в момент перед столкновением с землёй .

По неофициальным данным, в предпоследнем полёте данного самолёта (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полёту. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался выполнять на неисправной машине полёт, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов. Что до самого Данилова, то до рокового полёта (по разным источникам, либо за неделю, либо за месяц) у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлёта, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями. При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно .

Выводы

По мнению комиссии, катастрофа произошла из-за пожара четвёртой силовой установки, причиной чего стало разрушение диска третьей ступени турбины двигателя. В зоне пожара находился выпущенный на 30° правый закрылок и его подъёмник. Когда эта часть закрылка была уничтожена огнём, то оставшаяся часть закрылка под напором набегающего воздуха убралась. В результате на правой стороне крыла, вероятно, возник срыв потока с резким падением подъёмной силы , после чего создавшийся дисбаланс (на левой стороне крыла подъёмная сила оставалась прежней) быстро ввёл самолёт в правый крен и перевернул его, несмотря на попытки экипажа предотвратить это полным отклонением штурвала .

Как показала экспертиза диска третьей ступени турбины, его разрушение имело статический характер и было вызвано постепенно увеличивающейся трещиной, которая в результате снизила прочность конструкции диска ниже допустимого. К тому же сам диск был изготовлен из материала с пониженными механическими свойствами. Однозначно установить, почему разрушился диск, не удалось, так как мнения разделились .

Пришёл к заключению, что разрушение диска произошло из-за сочетания двух факторов:

  1. Материал диска изначально имел пониженное, по сравнению с нормами ЧМТУ ЦНИИ ЧМ 937-63 , сопротивление длительному статическому разрушению при температуре 650° C и давлении 65 кг/мм² , пониженную длительную пластичность и был чувствителен к концентрации напряжений ;
  2. Диск работал при более высоких температурных режимах по сравнению с расчётно-эксплуатационными.

Неприметная березовая рощица около железнодорожного полотна. Невдалеке шумит Пулковское шоссе. На этих задворках позади логистических центров и производств почти не бывает людей, зато велика вероятность встретить собачью стаю. В тусклом ноябрьском небе совсем низко над рощей проносятся заходящие на посадку самолёты...

И мало кто знает, что в этом месте в далёком 1974 году произошла авиационная катастрофа, которая до сих пор остаётся крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Это была суббота, 27 апреля. Пассажирский самолёт Ил-18 выполнял рейс Ленинград - Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Командиром воздушного судна был 46-летний Данилов Николай Валерьянович.

Погода благоприятствовала полёту: было малооблачно, ветра почти не было. Однако через две с половиной минуты после взлёта Данилов неожиданно доложил на землю: "Загорелось табло пожар четвёртого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся".

Авиадиспетчеры аэропорта Пулково предложили для посадки находящейся прямо по курсу аэропорт Горелово, но экипаж принял решение сажать самолёт в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической "коробочке" с четырьмя разворотами.

Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости.

До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: "Падаем, конец". Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался.
Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли.

По неофициальным данным, в предпоследнем полёте данного самолёта (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полёту. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался выполнять на неисправной машине полёт, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов.

С Николаем Даниловым тоже оказалось всё не так просто. Где-то за неделю (по другим сведениям - за месяц) до последнего полёта у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлёта, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями.

При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно.
Поэтому в этот раз он выполнял посадку по правилам, это затянуло полёт и явилось роковым обстоятельством.

В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, всё старательно замалчивалось.

По пути к памятной роще мы разговорились с одним из охранников логистического центра, около которого оставили машину.

Охранник очень удивился, что нам известно об этом месте: "Сюда же никто никогда не ходит".

Рассказал, что сам узнал о катастрофе Ил-18 от сестры, которая ездила мимо места трагедии на электричке на дачу.

В тот раз свидетелей падения пассажирского самолёта было много. Люди видели заходящий на посадку самолет с тянувшимся шлейфом огня и дыма. И взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград - Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.

Однако пожар был быстро потушен, убраны тела и обломки. Ничто не омрачило майские праздники в Ленинграде в 1974 году...

Памятную рощу на месте падения Ил-18 посадили родственники погибших. Среди деревьев разбито небольшое кладбище. Не знаю точно, похоронен ли тут кто-нибудь или это просто символические могилки.
Много молодых лиц, студенты летели на короткие майские праздники домой...

Под деревом сложены сохранившиеся фрагменты самолёта Ил-18.

Дорога к роще еле читается в траве. В ноябре глинистая почва раскисла, летом же сюда скорее всего можно доехать на машине.

Рядом с железнодорожным полотном течёт закатанная в бетон речка Пулковка с тёмной непрозрачной водой. Что сюда сливают - неизвестно.

Совсем скоро тут должно пройти скоростное шоссе Москва-Санкт-Петербург, его уже тянут со стороны Шушар. Возможно, это место просто закатают в асфальт. А хотелось бы, чтобы память об этой трагедии сохранилась.

Члены экипажа Ил-18 были похоронены на кладбище 9 января, где, оказывается, есть целая аллея, где покоятся лётчики и экипажи погибших самолётов.

После посещения рощи на месте падения Ил-18 мы доехали до кладбища, нашли ту аллею. Вгляделись в надписи...
Экипаж самолёта Ту-134 погиб 19 октября 1986 года в Драконовых горах Мозамбика. Тогда погибло 34 человека, в том числе все члены экипажа самолёта, выжило 10.

История крушения оказалась весьма запутанной и загадочной.

На борту этого самолёта летел мозамбикский президент Самора Машел и сопровождающие его лица. Вёл самолет ленинградский экипаж. Самолёт при посадке врезался в скалу и полностью разрушился. Расследование производилось в ЮАР и южноафриканская комиссия сделала заключение, что катастрофа произошла исключительно по вине экипажа, который при полёте по приборам перешёл на визуальный полёт и продолжил снижение в ночных условиях и при полёте в облаках, при этом игнорируя предупреждения о близости земли.

Однако более распространена и кажется более правдивой версия о диверсии южноафриканских спецслужб, которые таким образом решили устранить Машела. Для этого в горах был установлен небольшой радиомаяк, передающий ложные сигналы, сбившие экипаж с толку. Такие радиомаяки на тот момент уже выпускались и могли перевозиться на автоприцепе. Также местные жители рассказывали о загадочной военной палатке, в 150 метрах от которой самолёт врезался в гору. После катастрофы эта палатка исчезла.

Тогда при взлёте оба горизонтальных хвостовых стабилизатора внезапно перешли в крайнее положение. Пилоты не успели разобраться в ситуации и не успели задействовать резервное управление стабилизаторами. Самолёт опрокинулся влево и с высоты 200 метров упал на лес. Рейс был перегоночным, на борту были только члены экипажа. Из 16 членов экипажа выжили только две стюардессы.

Этот человек похоронен немного в стороне от той аллеи, но о нём хочется рассказать особо, настолько потряс меня этот случай.

23 апреля 1973 года Ту-104Б с бортовым номером 42505 выполнял рейс из Ленинграда в Москву. На 9-й минуте полёта к стюардессе подошёл 47-летний пассажир Иван Бидюк и передал ей письмо с требованием лететь в Стокгольм, в противном случае обещал взорвать бомбу. На тот момент никаких инструкций по поводу сложившейся ситуации не существовало, поэтому командир Янченко принял решение возвращаться в Ленинград. Бортмеханик Викентий Грязнов в это время пытался уговорить преступника.

С целью не выдать, что самолёт вернулся в Ленинград, пилоты не стали сразу выпускать шасси. Шасси были опущены лишь на высоте 150 метров. Услышав характерный шум и увидев в иллюминаторы аэродром, преступник понял, что его обманули и сразу активировал бомбу. Бомбой была вырвана дверь и раскурочена кухня. При аварийном торможении подломилась стойка переднего шасси, авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. В носовой части возникло задымление, пассажиры в панике побежали к хвостовой двери, но стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолёта оказался в 7 метрах над землёй, и направили к переднему выходу, так как аварийные службы аэропорта быстро ликвидировали пожар.

В результате взрыва погибли 2 человека: бандит и отвлекавший его бортмеханик Вениамин Грязнов, который своим телом прикрыл взорвавшуюся бомбу.

Вот так. Почти Александр Матросов, только почти никому не известный, хотя посмертно ему и дали звание Героя Советского Союза.

Также на этом кладбище покоится экипаж, погибший под Донецком, когда борт не смог облететь грозовой фронт, но мы этого захоронения не нашли.
Возможно, здесь будет похоронен и экипаж самолёта, разбившегося под Синаем.

|
Перейти к: навигация, поиск

Катастрофа под Ленинградом

Мемориальное кладбище у места катастрофы
Общие сведения
Дата
Характер

F-NI (пожар на борту)

Причина

Разрушение и возгорание двигателя № 4

Место

близ аэропорта Пулково, Ленинградская область (РСФСР, СССР)

Координаты

59°47′55″ с. ш. 30°20′29″ в. д. / 59.79861° с. ш. 30.34139° в. д. / 59.79861; 30.34139 (G) (O)Координаты: 59°47′55″ с. ш. 30°20′29″ в. д. / 59.79861° с. ш. 30.34139° в. д. / 59.79861; 30.34139 (G) (O)

Воздушное судно

Ил-18 компании Аэрофлот

Модель
Авиакомпания

Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО)

Пункт вылета

Пулково, Ленинград (РСФСР)

Остановки в пути

Запорожье (УССР)

Пункт назначения

Пашковский, Краснодар (РСФСР)

Бортовой номер
Дата выпуска
Пассажиры
Экипаж
Погибшие
Изображения на Викискладе
Не следует путать с Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1970).

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом - авиационная катастрофа самолёта Ил-18В из Ленинградского авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в субботу 27 апреля 1974 года в районе Ленинграда. Авиалайнер со 109 людьми на борту выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Запорожье, но сразу после вылета из аэропорта Пулково экипаж доложил о пожаре двигателя, в связи с чем они возвращаются в аэропорт. Однако при заходе на посадку пожар усилился, после чего машина потеряла управление и упала на поле, при этом все на борту погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

  • 1 Самолёт
  • 2 Экипаж
  • 3 Катастрофа
  • 4 Причины
    • 4.1 Выводы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Самолёт

Рейс выполнялся самолётом Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской - 184007703, серийный - 077-03). По некоторым данным он был выпущен заводом «Знамя Труда» (Москва) 15 октября 1964 года, а пассажировместимость его салона составляла 110 мест. Эксплуатация машины началась 24 октября, причём, по одним данным, сразу в Министерстве гражданской авиации СССР. По другим данным, авиалайнер поначалу относился к Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации.

К 10 марта 1967 года (встречаются данные, что 20 декабря 1968 года) самолёт передали Министерству гражданской авиации СССР, которое направило его в Ленинградское управление гражданской авиации. Там борт 75559 эксплуатировался в 67-м лётном отряде в составе 1-го Ленинградского объединенного авиаотряда (базировался в аэропорту Шоссейная (Пулково)). Его общая наработка составляла 18 358 часов налёта и 7501 цикл (посадку), а на момент катастрофы на нём были установлены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20К с заводскими номерами С2335306, С2415213, Н2335255 и Н2715078.

Экипаж

Мемориал, посвящённый погибшим членам экипажа

Экипаж был из 67-го лётного отряда (входил в 1-й Ленинградский объединенный авиаотряд) и имел следующий состав:

  • Командир воздушного судна - Данилов Николай Валерьянович. Родился 13 ноября 1927 года (46 лет).
  • Второй пилот - Егоров Евгений Степанович. Родился 15 мая 1928 года (45 лет).
  • Штурман - Локшин Виктор Иосифович. Родился 4 июня 1926 года (47 лет).
  • Бортмеханик - Макаров Александр Николаевич. Родился 8 ноября 1928 года (45 лет).
  • Бортрадист - Павлов Юрий Евгеньевич. Родился 9 мая 1925 года (48 лет).
  • Стюардесса - Мартьянова Галина Николаевна. Родилась 6 октября 1939 года (36 лет)
  • Стюард - Масловский Евгений Петрович. Родился 24 сентября 1944 года (29 лет).

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс вне расписания (дополнительный) из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Над Ленинградом в это время стояла хорошая погода: облачность 8 баллов, слабый северо-западный ветер (320° 7 м/с) и видимость 10 километров. По другим данным, небо было ясным, а видимость достигала 20 километров. Взлёт выполнялся с полосы 28 по магнитному курсу 279°. После получения разрешения на взлёт, в 18:00:08 экипаж начал разгон по полосе, а через минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. ответ диспетчер дал условия по выходу из зоны аэропорта, на что с борта подтвердили получение информации.

Через две с половиной минуты Ил-18 выполнял первый разворот, когда Данилов неожиданно доложил на землю: Загорелось табло «пожар четвёртого двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся. Впереди по курсу и юго-западнее аэропорта Пулково находился военный аэродром Горелово. Авиадиспетчеры аэропорта Пулково связались со своими военными коллегами, после чего предложили экипажу борта 75559 выполнить посадку там. Однако на это был дан отрицательный ответ. Тогда диспетчер передал условия захода на посадку по магнитному курсу 279°, поэтому экипаж продолжил выполнять разворот, но теперь уже для полёта по «коробочке». Спустя 2 минуты 53 секунды с момента взлёта авиалайнер находился в середине второго разворота, а экипаж передал:Четвёртый двигатель во флюгере. Спустя 5 минут 12 секунд после взлёта и в начале третьего разворота с самолёта запросили, чтобы в аэропорту их встречала пожарная машина. Ещё через 43 секунды (5 минут 55 секунд после взлёта) командир экипажа передал тревожное сообщение: Двигатель четвёртый горит. Согласно показаниям очевидцев на земле, пожар двигателя начал наблюдаться ещё между вторым и третьим разворотами при прохождении траверза полосы, при этом шлейф от огня растянулся на две длины фюзеляжа лайнера (около 70 метров).

Небольшая роща у места катастрофы, посаженная родственниками погибших

Экипажу было предложено выполнить посадку на ещё одном военном аэродроме - Пушкине, но командир вновь ответил отказом, заявив, что будет выполнять по схеме заход на посадку в Пулкове, куда к тому моменту прибыли даже пожарные расчёты, вызванные из города. Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Авиалайнер в посадочной конфигурации (шасси выпущены, закрылки установлены на 30°) следовал точно на глиссаде и прошёл ДПРМ на установленных высоте, скорости и курсе, когда усилившийся пожар за 5-7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости. До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: Падаем, конец. Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Катастрофа произошла у Лужского направления Октябрьской железной дороги (участок между платформами Аэропорт и Александровская) в 2480 метрах от торца полосы и в 242 метрах правее продолжения её оси (59°47′55″ с. ш. 30°20′29″ в. д. / 59.79861° с. ш. 30.34139° в. д. / 59.79861; 30.34139 (G) (O)). Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли (в некоторых источниках указывается число в 118 погибших).

На настоящее время (2014 год) данная катастрофа по числу жертв занимает третье место в истории ленинградской/петербургской авиации (после катастроф Ту-154 под Донецком (170 погибших) и Як-42 под Наровлей (132 погибших)), и, совместно с катастрофой под Адлером, второе место в истории Ил-18 (после катастрофы под Воронежем, 111 погибших). Тринадцатое место среди крупнейших авиакатастроф в России (на 2014 год) и в Советском Союзе. Крупнейшая авиакатастрофа в истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Впоследствии вблизи места катастрофы (59°47′53″ с. ш. 30°20′27″ в. д. / 59.798222° с. ш. 30.340917° в. д. / 59.798222; 30.340917 (G) (O)) родственниками погибших были посажены несколько деревьев, среди которых разбито небольшое кладбище. память по погибшим членам экипажа на кладбище Памяти жертв 9-го января установлен мемориал.

Причины

Сохранившиеся обломки авиалайнера

В ходе расследования был отмечен профессионализм экипажа, который, сохраняя спокойствие и мужество, действовал в соответствие с РЛЭ. При этом полёт по «коробочке» выполнялся по более короткому маршруту, нежели по схеме, в том числе ширина была снижена с 12 до 4,2 километров, а длина сокращена на 6-8 километров, благодаря чему последний разворот был выполнен в 6 километрах от торца полосы, а не в 12-14 километрах, как по схеме. Сам полёт по «коробочке» выполнялся на высоте 400 метров, вместо указанных в схеме 600 метров. Благодаря таким мерам весь полёт по «коробочке» занял по продолжительности 7 минут 16 секунд, тогда как если бы он выполнялся по схеме, то на это могло потребоваться 12-14 минут, что почти вдвое дольше.

При изучении четвёртой силовой установки (заводской номер Н2715078) было установлено, что в ней отсутствует диск третьей ступени турбины двигателя, а на корпусе турбины в районе расположения данного диска имеются пробоины. Часть диска третьей ступени турбины удалось обнаружить в районе первого разворота после взлёта. Разрушившись, обломки диска пробили корпус турбины, а также разорвали топливно-масляные трубопроводы, в результате чего начался пожар, при этом автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения, но вторая очередь не срабатывала. Также по линии полёта авиалайнера до его столкновения с землёй были обнаружены мелкие обгоревшие элементы конструкции двигателя, в том числе гондолы, капота и противопожарной перегородки, а также части правого закрылка. Силовые элементы конструкции самолёта разрушились только при ударе о землю. Проводка системы управления элеронами, трансмиссия правого закрылка и сам этот закрылок были полностью уничтожены; поскольку они находились в зоне пожара, нельзя было определить их фактическое состояние в момент перед столкновением с землёй.

По неофициальным данным, в предпоследнем полёте данного самолёта (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полёту. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался выполнять на неисправной машине полёт, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов. Что до самого Данилова, то до рокового полёта (по разным источникам, либо за неделю, либо за месяц) у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлёта, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями. При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно.

Выводы

По мнению комиссии, катастрофа произошла из-за пожара четвёртой силовой установки, причиной чего стало разрушение диска третьей ступени турбины двигателя. зоне пожара находился выпущенный на 30° правый закрылок и его подъёмник. Когда эта часть закрылка была уничтожена огнём, то оставшаяся часть закрылка под напором набегающего воздуха убралась. результате на правой стороне крыла, вероятно, возник срыв потока с резким падением подъёмной силы, после чего создавшийся дисбаланс (на левой стороне крыла подъёмная сила оставалась прежней) быстро ввёл самолёт в правый крен и перевернул его, несмотря на попытки экипажа предотвратить это полным отклонением штурвала.

Как показала экспертиза диска третьей ступени турбины, его разрушение имело статический характер и было вызвано постепенно увеличивающейся трещиной, которая в результате снизила прочность конструкции диска ниже допустимого. К тому же сам диск был изготовлен из материала с пониженными механическими свойствами. Однозначно установить, почему разрушился диск, не удалось, так как мнения разделились.

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации пришёл к заключению, что разрушение диска произошло из-за сочетания двух факторов:

  1. Материал диска изначально имел пониженное, по сравнению с нормами ЧМТУ ЦНИИ ЧМ 937-63, сопротивление длительному статическому разрушению при температуре 650° C и давлении 65 кг/мм², пониженную длительную пластичность и был чувствителен к концентрации напряжений;
  2. Диск работал при более высоких температурных режимах по сравнению с расчётно-эксплуатационными.

Центральный институт авиационного моторостроения, Всесоюзный институт авиационных материалов, Лётно-исследовательский институт Министерства авиационной промышленности, а также предприятие п/я Г-4561 в свою очередь пришли к заключению, что диск разрушился из-за перегрева, так как двигатель эксплуатировался при более высоких режимах, нежели это было установлено инструкцией по эксплуатации, а также низкого качества ремонта двигателей на заводе № 412 гражданской авиации (Ростов-на-Дону). Продолжительная работа при более высоких температурах привела в итоге к тому, что механические свойства диска заметно снизились, тем самым длительная прочность его материала, а также общий ресурс двигателя оказались исчерпаны.

См. также

  • Катастрофа Ил-62 в Варшаве (1980) - разрушение диска турбины из-за более высоких режимов работы и низкого качества материала
  • Авиационные происшествия Аэрофлота 1970-х годов

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково (борт CCCP-75559), 27 апреля 1974 года. (рус.). AirDisaster.ru. Проверено 8 августа 2014. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013.
  2. 1 2 Crash Archives - Leningrad oblast (англ.). B3A Aircraft Accidents Archives. Проверено 8 августа 2014.
  3. 1 2 Leningrad-Pulkovo Airport profile (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 12 марта 2013. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013.
  4. 1 2 Ильюшин Ил-18В CCCP-75559 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта (рус.). russianplanes.net. Проверено 8 августа 2014.
  5. Ilyushin Il-18V, заводской 184007703 / 077-03 (рус.). OneSpotter.com. Проверено 18 октября 2014.
  6. Самолеты, приписанные к аэропорту Пулково (советский период) (рус.). Пассажирский транспорт Ленинградской области. Проверено 18 октября 2014.
  7. Согласно данным на мемориальных плитах
  8. 1 2 3 этот день, 24 апреля (рус.). AVIASAFETY.ru. Проверено 9 августа 2014.
  9. Crash of an Ilyushin II-18 in Leningrad: 118 killed (англ.). B3A Aircraft Accidents Archives. Проверено 8 августа 2014.
  10. Aeroflot, Leningrad Civil Aviation Directorate (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 8 августа 2014.
  11. ASN Aircraft accident Ilyushin 18V CCCP-75559 Leningrad-Pulkovo Airport (LED) (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 8 августа 2014.
  12. Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково (рус.). Dream Air (13 марта 2010). Проверено 9 августа 2014.
  13. Валерий Савин. Человеческий фактор (рус.). Новости Казахстана (17 июля 2010). Проверено 9 августа 2014.
  14. Николай Якубович. Глава 13. Самолет для народа // Неизвестный Ильюшин. Триумфы отечественного авиапрома. - М.: Эксмо, Яуза, 2012. - 550 с. - (Война и мы. Авиаконструкторы). - ISBN 978-5-699-59106-0.

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1974) Информацию О

 

 

Это интересно: